Главная » Значение слова » Субординация

Субординация

В любом сообществе существуют правила субординации: в семье, в школе, в коллективе. Они основываются на принципах уважения старших к младшим и младшим к старшим. Само слово субординация переводится с латинского языка как «подчинение». Иерархия и порядок определенных взаимоотношений между людьми существовали еще в древности.

Во времена Петра Великого субординация стала стержнем армии. Царь принял ряд Указов регламентирующих армейские отношения, ввел чины и наделил воинское начальство широкими полномочиями. Он хотел, чтобы высокие требования к армейскому порядку, профессиональным и человеческим качествам военных стали примером для общества. И это оно бы позаимствовало все лучшее, что преобладало в армии. А это безусловное подчинение старшим по званию, строгая дисциплина, ясный круг обязанностей, работающих на единую цель. В общем, все то, что пестует в своих рядах современный бизнес, какой бы деятельностью он не занимался.

Но неверно рассматривать субординацию только между высшими чинами и подчиненными. Субординации стоит придерживаться также сотрудникам между собой. Если не соответствовать заданным правилам и выйти за рамки субординации, то любой коллектив погрязнет в конфликтах, что негативно скажется на производительности труда.

Не подчинение руководителю грозит выговором, лишением премии или потерей рабочего места. Для руководителя зарвавшийся сотрудник – это мина замедленного действия, которая как минимум, подорвет его репутацию в коллективе. Поэтому надо уметь противостоять провокациям, ставить на место и наказывать.

Чтобы не отвлекаться на конфликты, успешные компании имеют свои Уставы и другие документы, регламентирующие принципы взаимоотношения внутри коллектива, должностные обязанности с четко зафиксированным количеством подчиненных и вышестоящим начальством. Следовать этим правилам, значит, поддерживать процесс в исправном рабочем состоянии.

В рамках дозволенного сотрудники чувствуют себя комфортно, принимают беспрекословно приказы и просьбы, проявляют инициативу, когда это необходимо и в целом, знают, что стоит ожидать от начальства.

Его авторитет в любой компании должен оставаться незыблемым, а для этого нужны не только внутренние документы, добрая воля подчиненных, но и определенные действия. В случае неподчинения, оскорбления или иного проступка с переходом на личностные нелицеприятные характеристики руководитель должен адекватно отреагировать. Ведь поведение руководителя в конфликтной ситуации покажет степень его авторитета в коллективе. Поэтому нельзя оставлять безнаказанными действия, направленные на дискредитацию вышестоящего лица.

К подчиненным надо проявлять уважение и доброжелательность, хвалить за результаты труда, показывать расположение к лучшим сотрудникам. Способов для этого существует несколько, главное не перейти на панибратские отношения и помнить, что вознаграждение за труд должно соответствовать силам, потраченным на его выполнение. Если будет меньше, то стимул потеряют другие, если больше – то расценят это как появление любимчика, что чревато нездоровой обстановкой и потерей мотивации.

Дистанция в отношениях «начальник-подчиненный» должна быть, даже если в них участвуют близкие люди или друзья. В этом случае личные отношения остаются за рамками профессиональных.

Психологи и различные тренеры дают советы молодым сотрудникам при приеме на работу и уже опытным руководителям о том, как себя вести без ущерба для здоровья и с пользой для компании. С ними стоит ознакомиться, прежде чем наступить на грабли. Рекомендации легко найти в интернете, если набрать в поиске «нормы делового общения». Они помогут составить представление о правилах поведения, устанавливают границы, в которых решаются рабочие проблемы, дают инструменты для урегулирования спорных вопросов.

Конечно, у руководителя больше возможностей влиять на сотрудников. И если он мудрый и справедливый, то на пути к поставленным задачам камней преткновения не будет.

Хорошим сотрудником будет тот, кто чтит существующие правила, и помнит, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Даже если работник не согласен с чем-то, но сумеет свою инициативу преподнести в корректной форме, а не в виде необоснованной критики, то сохранит лицо.

И уж точно: через голову прыгать не стоит. Сначала общаются с непосредственным руководителем, а не бегут напрямую к директору – каким важным бы вопрос не казался. Нарушение субординации обязательно скажется и приведет к негативным последствиям, как для сотрудника, так и его непосредственного начальника.

Коллектив может стать командой мечты, второй семьей, но это все равно не семья. Поэтому во взаимоотношениях с коллегами тоже есть свои тонкости. Существуют запретные темы, о которых не стоит разговаривать, например, о личном. Как только это происходит, коллега становится почти другом, что может негативно сказаться на работе. Во-первых, он может использовать личную информацию против вас при общении с начальством, во-вторых, просить по-дружески помочь там, где не справляется. И уж точно обсуждать начальника или комментировать его поручения будет не просто неправильным, но и опасным. Всегда найдутся доброжелатели поставить его об этом в известность.

Ирина Хакамада, например, на собственном опыте советует не перечить начальнику-мужчине, когда он недоволен результатом труда, а рассмотреть вместе с ним претензии и постараться исправить. По ее мнению, если начальник-женщина, то не стоит одеваться лучше, чем она и делится с ней личными успехами. В общении на работе лучше придерживаться только деловых разговоров, не порождать конфликты и не вступать в них.

Если на работе сложилась ситуация, грозящая конфликтом, то принимать решение на эмоциональном уровне не стоит. Найти силы и успокоится, прежде чем наговорить лишнего, а потом пожалеть о сказанном.

Сотруднику нужно знать, что отвечать на поручение начальника необходимо вежливо. Не годятся такие ответы, как «почему я?», «мне столько не платят», «мой рабочий день закончился». Эти распространенные выражения из уст подчиненных могут привести в краткосрочной перспективе к окончанию трудового контракта. Выказывать недовольство не рекомендовано, если вы намерены продолжать работать. Альтернативой может стать объяснение отказа в корректной форме при помощи аргументов. Как только осуществляется переход на эмоции, невзирая на должности, то последует конфликт. Проверено: зачинщик берет всю ответственность на себя, а последствия бывают непредсказуемыми.

Итак, субординация является тем механизмом, с помощью которого можно добиться качественной работы и приятной атмосферы в коллективе.

В небольших компаниях нет строгой регламентации взаимоотношений и руководитель, как правило, более демократичный, а, следовательно, закрывающий глаза на некие огрехи. В крупных организациях, корпорациях или государственных учреждениях нарушение субординации неприемлемо.

Но каким бы не был коллектив, в спокойной и доброжелательной атмосфере заинтересованы все участники общего процесса.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с Условиями использования.
x

Смотрите также

B2B

Экономические рынки делятся на несколько сегментов, в каждом из которых есть свои правила, техники и ...