Валентина Телегина - обаятельная, талантливая, вечно молодая, озорная и добрая. Она снималась бесконечно много. Ее партнеры по съемочной площадке вспоминали о Валентине Петровне Телегиной только с добром: многим она помогла сделать первые шаги в профессии, подсказывала, приободряла, утешала, когда что-то не получалось.
Зрителям ее лицо хорошо знакомо по советским фильмам, но мало кто помнит ее по фамилии. Недаром к ней прочно приклеился ярлык «королева эпизодов», хотя в ее насыщенной кинематографической биографии были и главные роли. И ни одного долгого простоя: разве что на годы войны.
В ее послужном списке более 40-ка ролей, объединенных одной общей темой: женщина-мать. Ее знала и обожала вся страна – за точность образа, открытость, обаяние.
В 46 лет стала заслуженной артисткой, а на 60-летний юбилей получила звание «Народной артистки РСФСР».
Она прожила насыщенную актерскую жизнь, до последнего дня думая о ролях и новых съемочных днях.
Ленинград
О Телегиной сохранилось мало воспоминаний. В телепрограммах ее коллеги по цеху делились впечатлениями о работе с ней и ее человеческих качествах, во многом повторяя друг друга. И если бы авторы этих программ, в том числе Леонид Филатов, не собрали этих актеров и режиссеров, то о том, какой была актриса Валентина Петровна, узнать можно было бы только из ее ролей. Впрочем, ее героини мало чем отличались от нее самой. Образ, который она воплощала на экране многократно, менялся только в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Даже гримом Телегина почти не пользовалась, настолько умела перевоплощаться, вживаться в роль. Фактурная казачка смогла стать запоминающейся на экране, ведь школа жизни и киношкола, которые она прошла, сделали из нее настоящего профессионала.
В Ленинград приехала из после окончания школы в Новочеркасске. Учиться начала сразу со второго курса. В Ленинградском институте сценических искусств была душой компании. Сохранились фотографии, на которых совсем юная Валя в окружении однокурсников смеется своей озорной улыбкой.
Еще студенткой начала сниматься в эпизодах у начинающего режиссера Сергея Герасимова. Он сделал так, что они доигрывали главных персонажей, подчеркивали их характер и создавали атмосферу картины.
Валя посещала занятия в его студии на «Ленфильме», где студентов учили быть на экране, а не казаться. Ей очень нравились непринужденность и задор герасимовцев.
Герасимов предложил ей небольшую роль в своем фильме о любви. Ей было всего 19 лет, когда она дебютировала в большом кино. А уже через три года, вместе с другими талантливыми студентами, снялась в его ленте «Комсомольск». К этому времени она уже получила диплом и работу в театре-студии, который вскоре стал называться Театром имени Ленинградского Совета. Правда, период ее служения сцене был коротким, потому как актриса выбрала кино.
«Комсомольск» рассказывает о жизни строителей нового города на берегах Амура. Телегина сыграла толстушку и хохотушку Котенкову. Впрочем, ее героиня мало чем отличалась от нее самой. Эта роль и привела ее в большое кино, а Герасимов стал для нее «крестным отцом», пригласив еще и в следующую свою картину: «Учитель». В главной роли он снял свою будущую жену Тамару Макарову, в совместных сценах с которой Телегина выступает в образе старшей, сочувствующей и сопереживающей. Несмотря на свой юный возраст, она поймала эту тонкую нить и не выпускала из своих рук уже никогда.
До начала войны ей удалось сняться еще в одной картине «Член правительства» - совместной работе будущих знаменитых режиссеров А. Зархи и И. Хейфица.
Практически сразу после съемок поступает в театр Балтфлота в Крондштате. А когда началась война, она вместе с труппой отправилась на Северный фронт, на остров близ Эстонии. Там шла прифронтовая полоса, и актеры ехали поднять боевой дух наших солдат, готовили обеды, помогали медикам.
Но уже вскоре немцы стали совершать налеты, выбраться из-под обстрела было практически невозможно. Многие из первой концертной бригады погибли вместе с бойцами. Валентине удалось выжить, ей предложили место в самолете, а она уступила его раненному бойцу.
Вместе с другими погрузилась на катер, чтобы водным путем добраться до Эстонии. Но корабль разбомбили, и ей пришлось несколько часов провести в воде, осенью 41-ого года. Она видела, как тонули и погибали под пулями люди, но смогла дождаться помощи. Сказалась донская закалка – она хорошо плавала. Этот случай она всегда будет вспоминать с ужасом, может с этого времени и начались проблемы со здоровьем, которые позже перейдут в бронхиальную астму.
Но этот жизненный эпизод войдет в роман военного корреспондента Владимира Рудного, который в то время публиковал передовицы в газете. Правда, героиню своего романа он назовет не Валентиной, а другим именем, хотя в ней во многом угадывается мужественный поступок девушки.
А потом был блокадный Ленинград, куда остатки труппы перебрались, чтобы продолжать выступать перед бойцами. Никто тогда не предполагал, что ленинградцам придется выживать в осаде долгие два года. Но для Валентины судьба повернулась удачно: ее эвакуировали в Алма-Ату. В то время многие киностудии нашли в том городе приют. И несмотря на войну, снимали фильмы. Здесь она снялась в ленте «Секретарь райкома». Режиссер Иван Пырьев в этой работе рассказал о борьбе партизан в тылу врага. Валентина сыграла боевую девушку – партизанку Дарью. А затем снова фронт, куда она отправилась петь частушки и читать стихи.
Москва
В 1943 году она выехала в Москву. До конца войны ездила к бойцам вместе с другими артистами для выступлений. А после войны устроилась на работу в будущую киностудию им. Горького.
Много снималась у известных режиссеров в ставшими культовыми фильмах - «Весна», «Кубанские казаки» и других. Ее героини - простые и работящие женщины из колхоза.
Комедийная и характерная она открылась для публики еще и как драматическая актриса, которую угадал в ней Кулиджанов. В «Доме, в котором я живу» (1957 г.) режиссер дал ей роль матери большого семейства, в чью жизнь вторглась война. Ей и играть-то было нечего, она все помнила, все пропустила через себя. Сыграть мать солдата для Телегиной было органично: она умела показать материнскую любовь через слезы, через объятия. После этой роли ее стали называть камертоном естественности.
Кстати, это первая значимая роль для Телегиной: после картины Кулиджанова о ней заговорили как о воплощении собирательного образа матери – типичного для страны. Она и сама понимала, что у нее получилось. Позже не раз говорила, что роль простой русской женщины она показывает с огромным удовольствием.
В историю кино вошла сцена в грузовике из «Баллады о солдате», где актриса играет женщину-водителя. Ее выражение лица и мимика, усталые глаза и всего лишь несколько коротких фраз стали одной из жемчужин повествования. Режиссер Чухрай пошел ей навстречу и выкинул длинный монолог ее героини из сценария. В результате получился блестящий эпизод, где Телегина убедительно показала горе матерей, жен, тревогу об ушедших на фронт близких людей.
Ее героини всегда наделены душевной щедростью и теплотой – теми чертами, которых у самой Телегиной было в избытке.
И если с положительными героинями актриса легко справлялась, то на отрицательный типаж ей приходилось долго настраиваться. И хотя таких ролей не так уж и много, они тоже оставили свой след в ее биографии. Например, в культовом фильме конца 60-х «Павел Корчагин». А в ленте «Дело было в Пенькове» режиссеру пришлось ее уговаривать примерить на себя образ самогонщицы. Недостойных похвалы женщин она умела показать, но все же предпочитала играть тех, чью жизнь она хорошо знала. Но зрители охотно отзываются на ее появление в кадре даже в образе злодеек: они у нее все равно получаются обаятельные и узнаваемые.
На одной из встреч у нее кто-то спросил, действительно ли она знакома с их деревенской самогонщицей. Настолько точно ей удалось поймать нужные черты, и изобличить стяжательство.
В ее кинокарьере есть целый ряд и других отрицательных персонажей. Она безупречно сыграла попадью, кухарку и спекулянтку – иронично подавая образы.
Неудачной она считала всего одну роль, о которой сама как-то рассказала. Это комичное воплощение волшебницы в детском фильме о потерянном времени. Телегина говорила, что никакого характера в этом образе нет. Но зрителям эта сказка пришлась по душе.
Кстати, в картинах для детей место для Валентины Петровны тоже нашлось. Начиная с 70-х, она снимается в роли бабушек.
Последний фильм с ее участием назывался «Живите в радости», где она вновь в своем любимом амплуа – матери героя. Название картины звучит как завещание.
О любви к жизни
О Телегиной отзываются как о застенчивой и скромной женщине, в которой уживаются темперамент и огромная любовь к жизни.
Ее партнеры по фильмам вспоминали, что она была совестливой, требовательной к себе, умной, в определенных обстоятельствах - язвительной. При всей кажущейся простоте она не была такой, скорее глубоким и тонким человеком. Не каждому могла открыться и довериться. Поэтому о ее личной жизни сведений очень мало.
Известна история с ее младшим братом, которого эвакуировали в войну. Но немцы перехватили поезд и увезли мальчика в Германию. Валентина потеряла брата, она не знала, что с ним. Даже дочери не сказала, что у нее есть дядя. Как рассказывала Надежда Телегина, семья его похоронила. А в 1957 году он появился, жил у них дома. Дочке тогда было лет 13 лет. Она вспоминает, что мать с дядей подолгу разговаривали, о чем-то громко спорили.
По неподтвержденной информации, парень прошел разведшколу, жил и работал под другой фамилией. Валентина Петровна не смогла примириться с его отношением к родине, которую она беззаветно любила.
Мужа у нее не было: она никогда не рассказывала кто отец Нади.
С дочкой отношения не сложились. Мать пропадала на работе, а девочка была предоставлена сама себе. В подростковом возрасте попала в дурную компанию, их пути-дороги разошлись. Ходили слухи, что у дочери Телегиной проблемы с алкоголем. Во всяком случае, внуков она не дождалась. Так что мама для дочки оказалась совсем не той, что на экране, где она неоднократно воплощала чудесный образ матери.
В последние годы жизни актриса стала болеть, меньше сниматься, и дочь переехала к ней. У нее отекали ноги, и было трудно ходить, сердце сдавало с каждым днем. Рассказывала, что у мамы участились приступы бронхиальной астмы. Даже на съемочную площадку она могла приехать совершенно больной, но когда входила в кадр, то приступ как рукой снимало. В кинематографе старость особенно трудна, но забвения Валентина Петровна не хотела. Она до последнего думала о ролях, снималась.
Наверняка они друг друга простили, Надежда ухаживала за матерью до конца. Валентина Петровна умерла в 1979 году в Москве.