Главная » Люди » Наталья Трубникова

Наталья Трубникова

Ей за шестьдесят, а она все еще танцует. Может себе позволить, ведь у нее до сих пор сохранилась благородная внешность времен ее принцессы Мелисенты. Утонченная, интеллигентная, обаятельная. Одним словом породистая женщина.

Наталья Трубникова не унывает, она всегда жизнерадостна, даже к своему «клейму» актрисы одной роли относится с иронией. Ее звездный час в фильме «31 июня» наступил в далеком 1978 году: в 23-летнюю актрису влюбилась вся страна.

В этом году картина отметила юбилей, но уже без режиссера. Леонид Квинихидзе умер в марте в возрасте 81 год. Ему Наталья благодарна безмерно, ведь именно он отстоял ее кандидатуру на главную роль. Судьба фильма не простая и во многом она отразилась на жизни актрисы. Она снялась еще в 14-ти фильмах, но главной ее страстью остался балет, что и привел ее в кино. В ее семье балет был и остается главным: вместе с мужем они продолжают служить этому искусству, но уже в качестве «тренеров».

На пуантах – к мечте

Майя Плисецкая в «Умирающем лебеде» сыграла решающую роль в выборе ее будущего. Наташе было почти четыре года, когда она увидела ее танец по телевизору. С этого времени она грезила только балетом. Родители поддержали дочь, только предупредили: придется стараться и не жаловаться на трудности.

В интервью Наталья Трубникова подробно рассказала о своих родных, ведь историю рода она знает, как говорится, до седьмого колена.

Она коренная москвичка, единственная дочь у родителей. Мама – инженер, папа – обладатель двух дипломов о высшем образовании. Экономист, он работал почти всю жизнь в Госснабе. Но творческие наклонности в этой семье всегда были: Евгений Викторович имел абсолютный слух, превосходно играл на пианино и аккордеоне. История о том, как его отец Яков перепел самого Шаляпина, превратилась в семейную легенду. Хотя Наталья Евгеньевна утверждает, что это абсолютный факт, о чем есть запись в воспоминаниях великого певца.

В балетный кружок на ул. Петровка Наташу стали водить еще с детского сада. Пока длился час тишины, юную леди забирали и отводили в зал, где Наталья занималась с большим удовольствием. Благо, что их коммуналка, детский сад, студия и отцовская работа находись недалеко друг от друга.

Вскоре у нее появился брат Виктор, потому родители приняли решение временно отдать дочь на попечение маминых родителей. Наталья вначале ревновала малыша к родителям, но не долго. Вспоминала, что все свое свободное время пропадала в бабушкиной библиотеке, где прочитала все сказки: очень уж она их любила. Благодаря бабушке случилось и еще одно важное событие в жизни девочки: она попала на балет «Щелкунчик».

Большой театр с тех пор стал для нее мечтой, которой не суждено было сбыться. Наталья Евгеньевна рассказывала, что она все детство истово занималась и рано поняла, что балет – это преодоление. Если в студиях дети стояли на полупальчиках, то в хореографическом училище при Большом театре, куда она поступила, ставили на пальцы. Тогда не было гелевых прокладок, потому у начинающих балерин кровь от сбитых пальцев просачивалась сквозь пуанты.

Родителям не жаловалась, помня завет. Признавалась, что очень хотела поплакаться матери или отцу, но знала, чем это может обернуться: просто заберут ее из училища.

А танцевали много, девушка старалась попадать на все концерты. Выступала на сценах Кремлевского дворца и Большого театра. Особенно вспоминала выход с Плисецкой в балете «Дон Кихот», где Наталье доверили танцевать партию амура. Она прикасалась стрелой к сердцу гордой Китри, которую танцевала великая Майя.

Трубникова уже в пятнадцать лет получила диплом за исполнение номера «Вальс» (композитора Андрея Петрова) от самого Григоровича, выиграв международный конкурс в Кремлевском дворце. Причем накануне она была в доме отдыха, откуда ее срочно вызвали в столицу. Она даже не репетировала, но смогла моментально сконцентрироваться и стать лучшей.

Вскоре она получила первое предложение о роли в кино, ее даже утвердили, но отказала, предпочтя поехать в первые зарубежные гастроли. Вместо себя она посоветовала балерину Светлану Орлову, на курс ее младше. Та успешно прошла пробы и дебютировала в приключенческом фильме «Хуторок в степи», снятом по сценарию Валентина Катаева. Жалела ли Наталья об этой рокировке неизвестно, но часто в своих многочисленных интервью вспоминала про этот и другие случаи не случившихся ролей. Балет для нее был важнее кино, и сколько бы не уносило ее в мир синема, она возвращалась на сцену и танцевала, наслаждаясь аплодисментами в ее честь.

К концу учебы в училище Наталья восемь лет танцевала в Большом, знала весь репертуар, училась на «отлично» и никто не сомневался, что она будет солировать на ведущей балетной сцене страны. Но на экзаменах ее «срезали»: поставили четверку, а это означало крест на всем. Распределение она не получила, мечта не сбылась. История темная: Наталья предполагала, что это месть одного из преподавателей, которому она отказала в интиме.

Она, кстати, и потом не пойдет на поводу устоявшихся в этой среде правил: к своим сольным партиям придет не через постель, а с самых низов, танцуя в кордебалете. Круглой отличнице пришлось пробиваться в ведущие танцовщицы на сцене МАМТ, где она и прослужила всю свою жизнь. Но это были замечательные годы: с труппой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко она побывала в более 65-ти странах. Станцевала на его сцене более тридцати сольных и ведущих партий.

Уже в первые годы работы в театре у красивой и талантливой балерины появился свой фан-клуб, о чем она узнала из газеты The Moscow News. Причем случилось это в Лондоне, куда труппа выезжала с концертами. Ее фотография в белой шапочке, которая вышла на первой полосе престижной газеты с новостью о создании клуба поклонников, была сделана случайно, когда балерина выходила из театра после спектакля.

А на съемочной площадке музыкального фильма «31 июня» ее однокурсницы из Большого, которые смотрели на нее свысока, сильно удивились, увидев ее в главной роли. Ведь их пригласили всего лишь в массовку.

Кстати, Виктор, глядя на сестру, тоже стал грезить о балете с юных лет. Но отец посчитал, что эта профессия не для мужчины, хватит одной балерины в семье. Наталья сожалеет, что не отстояла мечту брата, не помогла, да и кто ее тогда бы послушал. Повзрослев, Виктор стал работать водителем на международных рейсах, после того как предпринял несколько попыток поступить хотя бы на актерское отделение. Он обожал сцену и даже устроился осветителем в театр на Таганке. Но ничто не смогло заменить ему мечту. Он все чаще впадал в депрессию со всеми вытекающими последствиями. К сожалению, умер он рано – в 50 лет, так и не реализовав свой талант. Мама не смогла пережить раннюю смерть сына и ушла из жизни вскоре после него.

Балетные актеры в кино

Они другие: походкой, жестами и мимикой отличаются от классических актеров. Мода на балетных в кино пришла в середине 70-х с появлением музыкальных комедий.

Балерина рассказывала, что на роль в картине «Романс о влюбленных» ее позвали в троллейбусе, дали сценарий и пригласили на пробы. Она отказалась, хотя сценарий ей очень понравился. Объяснила это своей неуверенностью: как играть любовь она не знала, ведь ни разу не была влюблена. Но фото с этих проб так и осталось на «Мосфильме».

Ее дебютная роль даже не значится в титрах. К этому времени она работала всего два года в МАМТ, ей исполнился 21 год. Наталью позвали сыграть эпизодическую роль из фантазии Остапа Бендера в «12 стульях». Но не это стало для нее главным воспоминанием, а то, как она учила Андрея Миронова танцевать. Говорила, что он добивался точности, легкости, репетировать приходилось по нескольку часов, но он не уставал, старался и запоминал все нюансы движений.

А уже через пару лет ее позвали на главную роль в музыкальном фильме «31 июня». В свое участие она не верила до последнего момента. Режиссеру Леониду Квинихидзе и, правда, пришлось побороться за нее, ведь в актерский талант балерины трудно было поверить. И если публика ее приняла, была очарована, то критики прошлись по ней «танком», упрекали в отсутствии актерской игры. Ее красоты и лучистых глаз им было мало. Хотя режиссер и ставил перед актрисой задачу сыграть романтическую и возвышенную любовь без единого поцелуя. Зрители все время видели глаза Мелисенты крупным планом, и они говорили без слов.

Картина получилась, она вышла на широкий экран в 1979 году. Но практически сразу легла на полку. Времена балетных эмиграций повлияли на ее судьбу. Один из героев картины Александр Годунов остался в Америке. До этого случая из страны уехали еще ряд артистов балета. Наталья и ее партнеры из Большого театра оказались в числе «неблагонадежных», от которых ждали подвоха и не рассматривали на серьезные роли в кино. А Наталья уже хотела сниматься: ее захватил этот новый дух искусства и другие возможности. Она пробовалась на роль Мэри Поппинс, которую сыграла Андрейченко, Маргариты, успешно сыгранной Анастасией Вертинской.

Ее приглашали в «Чародеи», «Эскадрон гусар летучих», «Гараж», но не утверждали, потому что негласный запрет на артистов балета в кино работал. Табу продолжало действовать долгие годы. Поэтому ее небольшое участие в фильмах до 90-ого года даже не было отмечено в титрах. Между тем даже в «Формуле любви» можно увидеть знаменитую балерину. Но среди этих работ есть одно исключение – картина «Шляпа» про джазового музыканта, которого играет Олег Янковский. Режиссер фильма тот же Леонид Квинихидзе решил, что для Трубниковой подойдет небольшая роль жены одного из героев картины, которого сыграл Игорь Кваша. Фильм, кстати, несмотря на великолепный актерский состав, саундтреки, редкий жанр музыкальной драмы, так и остался неизвестным.

Режиссер, который дал актрисе путевку в кино, умер в марте этого года. Ему было 80 лет. Наталья Трубникова сказала много добрых слов в его адрес, вспоминала, как он собирал их на репетиции у себя дома, показывал мировые музыкальные фильмы, был сдержанным и скромным человеком, великолепным режиссером.

Последний фильм с Натальей Трубниковой – «Откровение», который вышел на экраны в 1994 году.

Прозрение

Со своим будущем мужем она познакомилась на репетициях балета «Прозрение». Их поставили в пару, но отношения между Анатолием Кулаковым и его партнершей сложились не сразу. Он старше ее на 10 лет, побывал в краткосрочном браке. Наталья тогда еще не знала, что в детстве он занимался фигурным катанием и вполне успешно выступал на чемпионате Москвы. Но потом поступил в балетную школу, где его увидели и пригласили на главную роль в фильм «Сомбреро», сценарий к которому написал Никита Михалков. На гонорар родители купили свой первый «Москвич», но больше сына ни в какое кино не пускали, хотя приглашении были. Дело в том, что съемки затянулись и парня отчислили из училища. Восстановить его помог Михалков, который случайно узнал об этом инциденте и вмешался.

На юную Наталью Кулаков «глаз положил», но она видела в нем только отличного танцора. Смеялась: какие могут быть отношения у тяжеловеса со штангой… А когда Анатолий все же добился расположения девушки, она познакомила его с родителями. Признавалась, что их поначалу тоже смущала разница в возрасте, для своей звездочки они хотели совсем другого героя. У Анатолия, к тому же, тоже стояло в графе «невыездной» после того, как его сосед по гостиничному номеру остался на Западе и попросил политического убежища. Тогда Анатолий танцевал в ансамбле Игоря Моисеева, но карьера его была испорчена этим инцидентом. Анатолия упрекали в недоносительстве планов «беглеца», а он их вообще не знал. Родители опасались, что это пятно каким-нибудь образом может отразиться и на их дочери. А вот бабушка Натальи выбор внучки одобрила, а потом и родители приняли дочкиного жениха.

Поженились они в Грибоедовском ЗАГСе, а свадьбу отметили в «Метрополе».  Из гостей было много известных лиц, например, приехал поздравить молодоженов Марис Лиепа, который был мастером у жениха, а невесте не раз ставил танец.

Молодые некоторое время жили у родителей, а после смерти бабушки разменяли квартиры и съехались с мамой Анатолия. Наталья не очень хорошо ладила со свекровью, та ее ревновала к сыну, боролась за его внимание. Обида, конечно, была. Наталья терпела, когда приходила уставшая после репетиций и ночных съемок в фильме «Фантазер», а свекровь упрекала ее в том, что та неизвестно где шляется.

Когда лет через пять разъехались, то семейная жизнь потекла своим чередом: муж понимал и поддерживал жену. А она уже танцевала на сцене родного МАМТ как драматическая актриса в «Эсмеральде», «Риваресе», «Степане Разине» и других спектаклях. На этой же сцене танцевал ведущие партии и Анатолий. Кстати, он почти пятнадцать лет ставил вечера отдыха для своих коллег, и эти встречи ценны и уникальны.

В 1988 году его пригласили руководить хореографической подготовкой участниц первого конкурса красоты. Затем он долгое время работал режиссером-балетмейстером в Доме моды на Арбате, откуда вышли такие знаменитые модели и телеведущие как Инна Гомес, Анна Яковлева, Виктория Сергиенко и другие.

Наталья Евгеньевна во всем помогала мужу: вместе они разработали обучающую музыкальности и умению двигаться методику. В Москве уже несколько лет работает Школа Анатолия Кулакова в Русской академии моделей. Наталья ставит для воспитанниц номера и даже иногда танцует сама вместе с ними на различных фестивалях.

А в свободное от работы время они воспитывают беспризорных питомцев. В своем дворе, в самом центре столицы, пара построила дом для кошек, облагородила территорию цветником с альпийской горкой и поставила раритетные скамейки.

Кино по-прежнему остается безответной любовью Натальи Трубниковой: она иногда ходит на пробы и ее не утверждают. Теперь из-за того, что на возрастные роли она не годится – слишком молодо выглядит.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с Условиями использования.
x

Смотрите также

Павел Дуров

Павел Дуров сделал себя сам. И не в Америке, откуда и пришла эта формула успеха ...