Полиглот, музыкант, художник и поэт. Его жизнь была коротка, как и его романы с женщинами. Он хотел бросить военную службу и уйти с головой в творчество. Планов было громадье, но им не суждено было сбыться. Великий поэт был убит на дуэли выстрелом в грудь. Он погиб в 26 лет. За год до этого вышел первый сборник его стихов, который принес ему известность и благожелательные отзывы даже от самых взыскательных критиков.
Он успел написать три романа, почти 30 поэм и 400 стихотворений. И вошел в историю как классик литературы, чьи произведения изучают в школе и ставят на подмостках мировых театров. В них он настоящий, тонко подмечающий психологию людей, ранимый и ищущий, далекий от светских приличий и покинутый всеми, кого любил.
Одиночество – его единственный спутник, несмотря на то, что он весело проводил время на балах вместе со своими приятелями-гусарами. Этот напускной маскарад скрывал подлинную натуру поэта Михаила Лермонтова, о которой знали немногие его близкие.
33 несчастья
Михаил Юрьевич Лермонтов мог бы родиться в поместье села Тарханы Пензенской области. Но отец Юрий Петрович повез свою 19-летнюю жену Марью Михайловну рожать в столицу, опасаясь за ее здоровье. В 1814 году она родила мальчика. Имя Михаил ему дала бабушка. Юрий Петрович хотел назвать сына Петром, но с тещей - Елизаветой Алексеевной Арсеньевой - спорить было бесполезно. Из знатного рода Столыпиных, она имела крутой нрав, суровый характер и несколько тысяч душ крепостных, так что для капитана в отставке брак с ее дочерью был хорошей партией.
Юрий Петрович был на восемь лет старше жены, но уже имел жизненный опыт и долги. Жили молодые не очень хорошо, муж погуливал и был тяжел на руку. Марья Михайловна не была счастлива в этом браке. Она умерла от чахотки, когда ребенку исполнилось три года. Воспитание на себя болезненного мальчика взяла бабушка. Она считала, что отец не сможет заботиться о нем, как было принято у аристократов, и всячески препятствовала их общению. Юрий Петрович не сдавался, он проявлял отческую заботу, но признавал, что образование Михаилу дать не сможет, да и тещиного наследства у него нет.
Бабушка все делала для любимого внука. Мальчику был приставлен врач, у него были учителя и огромная библиотека. Со сверстниками он не общался, поэтому его детский мир составляли книги. Он читал в оригинале английских, немецких и французских писателей, увлекался живописью, играл на гитаре, фортепиано, скрипке и виолончели. Жил в своих фантазиях и вряд ли представлял себе, что такое воровать яблоки и стрелять из рогатки. Своей кузине на день рождение он подарил шкатулку из бисера, сделанную своими руками.
Когда ему исполнилось 10 лет, бабушка повезла его на Кавказ. Эта поездка потрясла его: горы привели в восторг, радость наполнила его впервые в жизни и пробудила в нем первое чувство влюбленности. На водолечебнице он встретил девочку лет девяти, и свою симпатию к ней он будет вспоминать многие годы.
Кавказ положительно сказался на здоровье ребенка.
В 15 лет он вместе с бабушкой едет в Москву поступать в университетский пансион. Он изучает английскую литературу, словесность, грамоту и математику. Отец часто навещает своего одаренного отпрыска. Но его отношения с тещей крайне накалены, что сказалось на Михаиле, который нежно привязан к своему отцу. За него ведется настоящая война, побеждает Елизавета Алексеевна, которая грозится оставить внука без наследства, если Юрий Петрович не отступит. «Ты дал мне жизнь, но счастья не дано», - напишет Лермонтов, обращаясь к отцу. Семейную драму он опишет в пьесе «Странный человек» в 1831 году, выставив своих родственников в неприглядном свете, а прообразом помещицы и самодурки Марфы Ивановны Громовой станет бабушка Лиза.
В стихах того времени юный Лермонтов описывает свои внутренние переживания. Наброски «Демона» он сделал в пятнадцать лет. Презрение наполняет душу поэта, и он выплескивает свои чувства на бумагу.
Большую часть своих произведений он напишет в возрасте 14-18 лет. Свои стихи до1831-ого года почти не публиковал. Его «Исповедь» будет написана в этот год. В этом стихотворении он в очередной раз признается, что его детство и юность не были окрашены радостными событиями: «доселе жизнь была мне плен, среди угрюмых этих стен».
Лето он проводит в Середникове – поместье Арсеньевых. Там установлен монумент поэту.
В 16 лет он влюбляется в Катеньку Сушкову, чье поместье находилось рядом. Девушка не ответила ему взаимностью, еще и потешалась над его чувствами, высмеивала прилюдно и язвительно. Лермонтов не простит ее. С тех пор усвоит этот стиль и сам неоднократно будет его применять в отношении своих приятелей по полку. Что и приведет его к роковой дуэли.
С Катенькой он поступит тоже жестоко. Узнав, что она собирается замуж, уже искушенный в любовных похождениях Михаил, соблазнит ее, добьется расторжения помолвки и бросит ее, вставив Катю перед знакомыми в неприглядном свете.
С другой своей подругой Варварой Лопухиной он наоборот – будет нежен до конца своих дней. Они жили в одной доме в Москве на Малой Молчановке, в центре – недалеко от Арбата. Они часто вместе проводили время, девушка понимала душу поэта, сама была восторженной, умной и восхитительной. Но ее семья была против их отношений. Двадцатилетней Варе нашли выгодную партию, она вышла замуж за помещика старше ее в два раза. Переписка с поэтом прекратилась после сцены ревности, устроенной ее мужем. Но через сестру Марию Лопухину поэт иногда передавал весточку о себе. В последнюю их встречу в 1838 году Лермонтов нашел ее худой и бледной, с печальным взглядом и расшатанными нервами. Он предложил ей уехать за границу, но она не хотела оставлять свою дочь Ольгу, родившуюся в этом неравном браке. Варенька переживет своего друга всего на десять лет: в 36 лет ее похоронят возле стен Донского монастыря в Москве. В его «Княгине Лиговской» и «Герое нашего времени» с Вари Лопухиной будут написаны две разные Веры, объединенные лучшими чертами характера его подруги.
Студенческие годы
Студент Московского университета Лермонтов ведет активную светскую жизнь, его можно было встретить во всех модных салонах и на балах. Он изучает нравы аристократического общества, которые затем так ярко отразит в своих произведениях. Ему быстро надоедают увеселения, он принимает решение после двух лет учебы переехать в северную столицу.
Там ему не везет: перевестись сразу на третий курс не получается, предлагают начать все сначала. Ничего другого не остается, как снова стать первокурсником Санкт-Петербургского университета. Его хватило еще на два года. Чувствуя смятение в душе внука, бабушка настраивает своих родственников убедить Михаила кардинально изменить свое будущее. Под нажимом родни он поступает в Школу гвардейских прапорщиков.
В это время он пишет стихотворение «Парус», отражающий тревожное состояние поэта. За пару лет муштры в военной школе он почти ничего лирического больше не напишет. Он занят размышлением об историческом романе о пугачевщине. Он так и останется незавершенным под названием «Вадим». Параллельно из-под его пера выходят несколько поэм, к этому же периоду относятся первые редакции его драмы «Маскарад», которую не пропустит цензура даже после переработки (она будет поставлена только через 11 лет после смерти Лермонтова).
Но поэт не отстает от своих товарищей и участвует вместе с ними во всех юнкерских пирушках и развлечениях. Он все больше желает погрязнуть в пучине наслаждений, описывает похождения в своих стихах, порой нецензурно, становится очень популярным в компаниях, но его колкие эпиграммы на друзей уже тогда снискали ему славу не только поэта, но и задиры.
В период обучения в школе юнкеров Лермонтов получает серьезную травму ноги из-за падения с лошади. Он так и останется хромать на правую ногу, что совсем не прибавит ему обаяния. Худой, сутулый и хромой –Михаил станет для многих казаться злобным и угрюмым, или наоборот - веселым и развязным.
Первое напечатанное произведение Лермонтова - это поэма «Хаджи Абрек». Она стала успешным дебютом. Следующим громким событием в литературе окажется «На смерть поэта». Оно выйдет в 1837 году и приедет к судебному разбирательству. В этот процесс будет вовлечен сам император. Но даже связи бабушки и опека Жуковского не помогут избежать ссылки на Кавказ. Он создает целый цикл стихотворений, посвященных нраву горцев, природе, которой не перестает восхищаться, изучает местный фольклор и создает яркие образы. Он заканчивает «Демона» и пишет «Мцыри».
После возвращения с Кавказа о нем будут говорить как о поэте, который родился после смерти Пушкина. Он стал популярен, вошел в круг его друзей и почти в каждом номере «Отечественных записок» публикуют его стихи.
Кавказ
Но Лермонтова это не меняет. Он по-прежнему ведет себя задиристо и с ним связываться никто не желает. Ссоры вспыхивают внезапно, на него нередко клевещут, тем самым провоцируя других, которые не так негативно относятся к Лермонтову. Одно из таких событий привело к первой дуэли. Молодому французу де Бранту сообщили, что его в эпиграмме высмеял поэт, хотя никакого отношения в действительности она к нему не имела. Но разбираться не стали и за Черной речкой, недалеко от места гибели одного поэта, стрелялся другой. Француз промахнулся, Лермонтов выстрелил в небо. Дуэлянты помирились и разошлись в разные стороны. Язвительные стихи, высмеивающие пороки и слабости, позже еще несколько раз доводили его до дуэлей, но только три них состоялись.
На Михаила Юрьевича донесли, и он понес наказание за дуэль, которая в то время была запрещена. За него вступились министр внутренних дел, посоветовавший уехать за границу, и князь, который был главнокомандующим гвардейским корпусом, содействовавший смягчению участи. Император внял просьбам сочувствующий и вновь приказал последовать на Кавказ. В этот раз его прикомандировали к армейскому полку, который вел боевые действия на участке военного конфликта. Приказано было не отпускать его с огневой линии, максимально включать его во все военные операции. В этот период Лермонтову пришлось не сладко, но он показал себя мужественным и отважным бойцом. Он был отмечен начальством, но в своем стихотворении «Валерик» не сказал о личных подвигах.
Эта тема находит свое отражение в произведении «Герой нашего времени». Главы печатаются в журнале. Лермонтов его завершил за три года. Роман выходит в 1840 году. Через год – его переиздают, но уже с предисловием автора, в котором он отвечает на сравнение его с главным героем Печориным. Это произведение называют первым психологическим романом. На нем учились краткости и простоте изложения другие русские писатели: Тургенев, Толстой и Чехов.
К этому времени относится и единственное прижизненное издание стихов, в которое включены две поэмы.
В последнюю поездку в Санкт-Петербурге Лермонтов много говорит о своем желании выйти в отставку и посвятить себя творчеству. Но его родные против, бабушка настаивает на военной карьере, а литературный талант считает баловством. Весной он возвращается в полк, базирующийся в Пятигорске. У него тяжелое предчувствие, он пускается во все тяжкие и срывается на своих приятелях. Бесконечными провокациями одного из них – Мартынова – он вынудил к дуэли.
С Николаем они были знакомы с юнкерской скамьи. Это был красивый, статный офицер, который пользовался популярностью у женщин. Вместе они кутили, и Лермонтов даже ухаживал за его сестрой. Никто всерьез не отнесся к этой дуэли, ведь Мартынов очень плохо стрелял, и все это знали. Лермонтов выстрелил в небо, а противник метко поразил цель.
На следствии по этому делу он скажет, что он больше не хотел быть мишенью для ума Лермонтова. Он предстал перед военно-полевым судом, его разжаловали и лишили прав на состояние. Но император смягчил приговор трехмесячным арестом и церковным покаянием. Много лет Мартынов отбывал епитимью в Киеве. Он написал воспоминания о Лермонтове и трагедии. Умер в возрасте 60-ти лет.
Поэта похоронили на 17 июля. Гроб несли сослуживцы всех полков, в которых бывал Лермонтов.
Через полгода Елизавета Алексеевна добилась перезахоронения в семейный склеп поместья Столыпиных в Тарханы.
Почти через полвека в Пятигорске ему поставят памятник. Скульптуры поэта появится во многих городах, даже тех, где он никогда не был. Его именем назовут город, улицы и библиотеки.
По его произведениям будут сняты 16 художественных фильмов, еще больше театральных, оперных и балетных постановок.