Марина Цветаева - это кумир многих поколений, знатоков русской словесности Марина Цветаева родилась в семье академика, не знала нужды, писала гениальнее строчки. Вышла замуж, родила детей, но революция 1917 года перечеркнула ее надежды, вынудила голодать и бежать из страны вслед за мужем Сергеем Эфроном. Но и там ее творческая судьба не была благополучной: за 17 лет в эмиграции вышел всего один сборник. Переводила, писала прозу, чтобы хоть как-то прокормиться.
Уникальный поэтический дар и уникальная по трагизму судьба.
Вдали от родины она не могла прижиться, оставалась чужой со своей русской душой и тоской по любимой Москве. Далекая от политики, она против воли была втянута в шпионские игры благодаря истовой натуре своего мужа – белогвардейца, завербованного советскими чекистами и замешанного в громком убийстве. Он осознал свои ошибки, только вернувшись в СССР вместе с дочерью, наивно полагая, что черная полоса в их жизни наконец-то закончится. Но вместо этого - арест, пытки, расстрел.
Марина Цветаева оказалась чужой и на родине. Сама она говорила, что в стране, в названии которой нет гласных, нет воздуха, нет места и ей.
Беспросветная нищета и ненужность, скитание по людям, неизвестность, неустроенность, страдание и гибель. Великая поэтесса была уничтожена этой страной. Она повесилась в Елабуге, где ее сестра Анастасия после многих лет ссылки искала место захоронения.
Немного поэтов, которых так истово любят. Цветаеву читают и поют. Памятники и музеи стали местами паломничества.
Она оставила чудесное творческое наследие: более восьмисот стихов, семнадцать поэм и около десятка пьес, полтысячи прозаических текстов и более одной тысячи писем.
«Ты дал мне детство лучше сказки...»
Стихи росли вместе с ней. По признанию самой Марины Цветаевой писать она начала рано. Воспитанная на книгах, разговорах об искусстве и музыке, она стала выдающейся творческой личностью.
Ее отец Иван Владимирович был женат вторым браком на Марии Александровне. Оба были причастны к искусству. Она – талантливая пианистка и певица. Он – профессор Московского университета, посвятивший свою жизнь строительству музея, который ныне носит имя Пушкина.
В их доме всегда было многолюдно. На вечерах сестры Цветаевы в унисон читали стихи: голоса Марины и младшей Анастасии были очень похожи. О своем безоблачном детстве Марина напишет в автобиографии, очерках и повестях. Анастасия тоже станет писательницей: из-под ее пера выйдут несколько произведений, посвященных памяти Марины.
Обе девочки сначала получали домашнее образование, знали три языка. Затем обучались в московской гимназии, а также в пансионах Швейцарии и Германии.
Внезапная смерть матери в 38 лет от туберкулеза изменила уклад семьи. На попечении шестидесятилетнего отца остались 14-летняя Марина и 12-летняя Анастасия. Помогали старшие дети Цветаева от первого брака: Валерия и Андрей. Их мать Варвара Иловайская умерла вскоре после рождения сына.
Первый сборник стихотворений был напечатан за счет собственных средств в 1910 году. Марине исполнилось 18 лет. «Вечерний альбом» вышел тиражом 500 экземпляров. Она могла бы опубликовать свои стихи в любом из московских журналов, но по признанию автора, не захотела примыкать ни к одному из популярных тогда литературных течений и попасть под дальнейший контроль со стороны издателей. В книгу вошли 111 стихов, написанных ею за три года.
Критика была благоприятной, симпатию к поэту выразили Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин. Все они окажут влияние на творческий путь Марины, а с последним будут связаны многие истории ее дальнейшей жизни. Волошин – один из немногих, кто сразу принял Марину, восторгался ей, посвящал стихи, относился к ней с искренней симпатией, несмотря на сложность ее характера, веру в собственную избранность. Он видел в ней уникального поэта, поэтому даже поощрял ее эгоцентризм. Именно у него в гостях она познакомилась с Сергеем Эфроном, который был ее моложе на год. Они встретились в 1911 году, когда ей было 19 лет. Вместе они будут гостить у Волошина в Коктебеле четыре лета, и она напишет об этом свои воспоминания.
Второй сборник стихотворений вышел в 1912 году. «Волшебный фонарь» был посвящен мужу. В нем она видела рыцаря, борца за справедливость, защитника ее идеалов. А он был болезненным, хрупким, рано оставшимся без матери, поэтому в волевой и веселой Марине видел «доспехи», что укроют его от жизненных бурь.
Осенью пара стала родителями. Их дочь Ариадна была копия отца, домашние ее называли Алей.
В 1915 году жизнь развела супругов: Сергей уехал учиться по военной линии, а Марина с подругой Софией Парнок путешествовала по Малороссии. Алю оставили с гувернанткой.
Цветаевой приписывают не только дружеские отношения с поэтессой, старше ее на семь лет. София была замужем, но развелась и переключила все свое внимание на женщин. Их отношения Цветаева назовет катастрофой, они расстанутся через год. Но эта умная, разносторонняя женщина оставит о себе память в Марининых стихотворениях. «Под лаской плюшевого пледа» она напишет о том времени.
Залечивать раны души Марина отправится к сестре в Александров. Лето будет плодотворным с точки зрения творчества. Она пишет цикл «Стихов о Москве», «К Ахматовой», «Бессонница» и т.д.
В революционном 17-ом году сестры проведут вместе в Коктебеле лето. Это будет последняя светлая пора в их жизни: вскоре Анастасия Цветаева похоронит супруга (он умер от перитонита), а через некоторое время и годовалого сына, заболевшего дизентерией. Марина Цветаева будет носить под сердцем второго ребенка – Ирину. Судьба этой девочки предрешена: в голодной и холодной Москве мать вынуждена отдать ее в приют. Там в возрасте трех лет дочка умерла. Марина об этом узнала после ее похорон. Она хотела ее спасти от голода, а получилось, что погубила. В те времена многим женщинам приходилось делать страшный выбор. Марина выхаживала старшую Алю, которая в это время сильно болела и требовала внимания. Эта боль от потери так навсегда и останется в сердце Марины.
Сергей Эфрон встал на сторону белой гвардии. Он не был с семьей четыре года. Марина думала, что его нет в живых, пока в 1921 году ей не сообщили, что он за границей.
Эмиграция
Марина с десятилетней дочерью едет к мужу, прихватив нехитрые пожитки и рукописи. В Москве ее почти не публиковали, хотя она много писала, иногда выступала на совместных с другими поэтами вечерах. В эмиграции она надеялась, что ее будут более активно печатать, и она сможет заработать себе на хлеб.
Остановилась в Берлине: в то время там находились многие литературные издательства. Уже на четвертый день приезда в кафе «Ландграф» она выступила на русском литературном вечере, где прочла свои стихи и Маяковского. Она ценила многогранность его фигуры, а когда он приезжал в Париж, то просил Марину быть у него переводчиком на выступлениях. После смерти поэта в 1930 году она посвятит ему цикл стихотворений, но времена уже изменятся, и Маяковского белая эмиграции будет считать чуждым ей поэтом. Цветаева также пострадает как примкнувшая к большевикам.
В Берлине вышли книги «Стихи к Блоку», «Разлука», «Ремесло», было написано порядка тридцати стихотворений. Здесь она встретилась с Андреем Белым, познакомилась с творчеством Пастернака. Дружбу с этими людьми Марина пронесет через всю свою жизнь. А в 1934 году навсегда простится с Андреем Белым. В его последнем сборнике, единственное стихотворение с посвящением будет для Марины.
До рождения сына Георгия (1925 год) семья жила в Праге и окрестностях. Стихи Марины охотно публиковали в эсеровском издании «Воля России», редактором которого является Марк Слоним. С ним ее познакомил Андрей Белый. И хоть быт с годами становился все тяжелее: муж учится на историко-филологическом факультете, часто болеет, дочь растет, она находит вдохновение для творчества.
Двадцатилетний период брака терпит крах: Марина влюбляется в приятеля мужа Константина Родзевича. Они вместе учились в университете, он обаятельный, невысокий, но, по мнению биографов поэтессы, ничем выдающимся не отличающийся. Ему посвящены «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Эфрон знал об этой связи, которая причинила ему немало страданий.
В одном из писем Волошину, он признается, что жене иногда необходимо отдаваться урагану страстей и не важно, кто становится причиной этой стихии. Вполне возможно, что она во многом придумала себе нового героя. С Родзевичем она расстанется очень скоро, он женится, и супруги вместе будут гостить у семьи Эфрон в Париже через три года после внезапно вспыхнувшего и также внезапно потухшего романа.
Рождение сына стало радостным событием в семье. Марина окружила его заботой, гордилась его успехами и до самой смерти оберегала его от бед.
В Париже семья жила несколько лет. Когда ей было 15 лет, Марина написала в одном из стихов, посвященных этому городу: «В большом и радостном Париже все та же тайная тоска». Спустя почти десять лет эта тоска станет еще острее. Денег не хватает, стихи все реже печатают, Марина переключилась на прозу. В 1928 году выходит последний прижизненный сборник. Все стихотворения, вошедшие в него, написаны в эмиграции.
Некоторые ее произведения, в том числе и проза, будут опубликованы в журнале «Версты». Соредактором этого издания был ее муж.
Он пробует себя на новом поприще: снимается в эпизодических ролях во французских фильмах. В одном из них роль заключенного, приговоренного к смерти, стала пророческой.
Ариадна работала в журнале, она переводила многих русских авторов, неплохо рисовала. Но в последнее время и ей не везло: журнал закрыли, она вышивала шляпки. А когда заболел отец – обострение туберкулеза - и собрался на лечение в санаторий, дочь поехала вместе с ним. Вернулись перерожденными. Все разговоры в доме были о позитивных изменениях на родине.
Дети поддерживали энтузиазм отца. С матерью у нее случались ссоры по каждому поводу, Аля не понимала опасений матери, но полностью принимала сторону отца.
Позже газеты напишут, что он сотрудник советских спецслужб, да еще замешан в политическом убийстве. Сергей в числе других подозреваемых агентов был задержан и допрошен. Все эти истории негативно сказались на репутации семьи, от них многие знакомые отвернулись.
Ариадне уже 25 лет и она решает вернуться на родину. Весной 1937 года она села на поезд до Москвы.
А осенью Эфрон бежал из Парижа и не без помощи советских властей пароходом был переправлен на родину, где ему предоставили дачу в Подмосковье. С этого времени НКВД всегда будет у него на «хвосте».
Марина в отчаянии: она все чаще склоняется к тому, что эмиграция была ошибкой, но ей страшно. Однако уже ничто не держит ее там и ей ничего не остается, как последовать за мужем, что она всегда и делала.
Летом 1939 года с сыном она возвратилась на родину, оставив свой архив у друзей. И первое о чем она узнает – об аресте ее сестры Анастасии. Она получила десять лет лагерей по надуманному обвинению в участии в контрреволюционной организации. Целый год от Марины это скрывали. С сестрой они виделись в последний раз в 27-ом году во Франции, когда она приезжала в гости к Максиму Горькому. Но его хлопоты и других писателей не возымели действия. В лагерях был и ее сын Андрей.
Дача в Болшеве не была надежным убежищем. Она принадлежала репрессированному, вокруг сновали черные «воронки», арестам подвергались все соседи. Марина жила как на пороховой бочке, писать она не могла.
Гибель
В год приезда Марины Цветаевой на родину арестовали Алю. Все ее радужные мечты о счастье и будущем перечеркнули пытки и приговор: восемь лет лагерей. Из Бутырской тюрьмы ее отправили этапом в Коми. Ее судьба будет исковеркана, изломана. Через пятнадцать лет она скажет, что прожила не свою жизнь, и напишет всю горькую правду о том времени.
После освобождения она год поработала преподавателем в рязанском художественном училище. Вскоре ее вновь арестовали и приговорили к пожизненной ссылке. Через шесть лет реабилитировали. В Москву вернулась в 1963 году, занималась восстановлением материных архивов, написала мемуары. Умерла от инфаркта в возрасте 62 лет.
Сергей Эфрон был арестован через два месяца после дочери. Он так и канет в застенках через два года.
Марина с сыном уедут из Болшево, будут скитаться по московским знакомым. О судьбе мужа и дочери долго ничего знать не будут. Но Марина не сидела, сложа руки, она писала прошения на имя Берии, подключила своих знакомых писателей к делу освобождения своих родных. Но тщетно.
Весной познакомилась с Асеевым. Писатель ценил ее стихи, которые пока не печатались, помогал с заказами переводов. Марина работала каждый день.
С началом Великой Отечественной войны, в начале августа, вместе с другими писателями приняла решение эвакуироваться в Елабугу. Она рвалась уехать, потому что ее шестнадцатилетний сын бесстрашно поднимался на крышу тушить зажигалки, а она очень боялась за него. Их провожал Борис Пастернак.
Многие ее знакомые поехали дальше вверх по Каме – в Чистополь. Ей не разрешили. Работы не было. Сохранилось документальное свидетельство того отчаянного положения, в котором находилась Цветаева: ее заявление о приеме на работу посудомойкой в столовую Литфонда. Оно датировано 26 августа.
31 августа ее нашли в петле. Марина оставила три предсмертные записки: сыну, о том, что любит его и просит простить, семье писателя Асеева о том, чтобы позаботились о сыне и тем людям, которые обнаружат ее тело, чтобы удостоверились в ее смерти и не закопали живьем.
В 1960 году сестра поэтессы, после своего освобождения, найдет место захоронения и установит крест. Через десять лет на могиле поэтессы установят гранитное надгробие. Анастасия многое сделает для увековечения памяти сестры. В 1992 году, благодаря ее усилиям, откроется музей в Москве, где Марина прожила восемь лет до отъезда за границу. Всего в нашей стране действуют восемь музеев, связанных с именем великой поэтессы, установлены памятники.
Прямых потомков у Марины нет.