Факторинг

Всем отличного дня! Темой сегодняшней беседы будет факторинг – один из самых простых и полезных бизнес-инструментов для привлечения в компанию оборотных средств.

Мы подробно расшифруем и расскажем вам, что такое факторинг, в каких ситуациях такие сделки выгодны предприятию, а когда от них лучше отказаться.

Также мы объясним,  как грамотно выбрать факторинговую компанию и на что обращать внимание при заключении договора.

[sc name="ads1"]

Что такое факторинг простыми словами?

[sc name="ads2"]

С точки зрения предпринимательский деятельности, факторинг - это особый вид займа, доступный для предприятий, продающих тот или иной товар. При заключении такого соглашения компания-поставщик одалживает деньги у фактора,  что взамен дает ему право требовать с покупателя сумму, которую тот должен предпринимателю.

Как правило, договор факторинга имеет смысл, когда покупатель выплачивает средства за товар в течение длительного срока, например, через месяц-полтора.

При этом, возможны два варианта займа. В первом случае покупатель в курсе составления поставщиком факторингового договора и при наступлении даты платежа должен перевести средства на счет компании, выдающей под них заем. Во втором случае, покупатель в известность не ставится и выплачивает деньги поставщику, который переводит их на счет компании-фактора.

Для наглядности приведем простой пример:

Иван Петров занимается изготовлением лопат и продает свою продукцию торговым сетям. Владелец магазина готов купить у Петрова лопат на 200 тысяч рублей, но только при условии, что деньги он отдаст через пару месяцев после получения товара. Петров понимает, что деваться ему некуда и соглашается на сделку с отсроченным платежом. Но что делать, если ему срочно нужны деньги? В этой ситуации он может заключить договор факторинга.

Суть соглашения в следующем:

Компания-фактор дает Петрову 190 тысяч рублей, а он уступает ей право требовать с магазина средства, которые тот ему должен. И спустя два месяца владелец магазина перечислит деньги за лопаты уже не бизнесмену Петрову, а компании-фактору. В итоге, благодаря факторинговому договору, Петрову не пришлось ждать выплаты дебиторской задолженности в течение двух месяцев, и он сразу получил деньги на руки. Правда, за данную услугу он заплатил 10 тысяч рублей.

Как правило, процент за факторинговое обслуживание устанавливается в зависимости от ситуации. Оплата, в большинстве случаев, колеблется от 2 до 10% от суммы долга. Зачастую, стоимость такого займа зависит от срока, на который требуются деньги и от сложности ситуации. Так, на стоимость договора может повлиять наличие дополнительных услуг, допустим, страхование рисков.

Факторинг является одним из наиболее удобных финансовых инструментов при ведении бизнеса. Он дешевле кредита, сопряжен  с меньшими рисками и позволяет компаниям работать с покупателями, которые готовы сотрудничать только при условии отсрочки платежа.

Вернемся к примеру с Иваном Петровым. Благодаря заключению договора факторинга, он готов работать с покупателями, которые не могут сразу оплатить товар. Соответственно, торговым сетям выгоднее вести дела с ним, а не с Сидоровым, который требует сразу оплачивать поставки. В итоге Петров, конечно, теряет небольшую сумму, выплачивая комиссию компании-фактору, но при этом он  получает конкурентное преимущество, благодаря чему увеличивает число клиентов своей компании и размер прибыли.

Именно поэтому, небольшие компании достаточно часто пользуются факторингом, не только при возникновении экстренных ситуаций, но и планово,  изначально включая его в свою финансовую стратегию.

Выбирая партнера обязательно уточните «ценник» на услуги: сколько вы должны будете выплатить фактору и имеет ли он право требовать с вас неустойку в случае нарушения покупателем сроков оплаты.

Впервые заключая такой договор,  еще до его подписания, обязательно покажите документ независимому юристу, который оценит все ваши риски и даст рекомендации, стоит ли вам работать с данной компанией и насколько это сотрудничество будет выгодно для вас.

И, конечно же, постарайтесь  навести справки о своем будущем партнере.  При этом учитывайте, что не стоит верить сообщениям на официальном сайте компании-фактора, так как  большинство опубликованных там отзывов, скорее всего, написаны сотрудниками фирмы.

При этом учитывайте, что факторы не имеют ничего общего со службами безопасности, занимающимися работой с поставщиками не выполнившими в срок  свои финансовые обязательства.

То есть, факторинговое соглашение подразумевает передачу долга, срок выплаты которого еще не подошел. Если покупатель должен расплатиться с поставщиком 1 ноября,  то в октябре можно заключить соглашение с компанией-фактором, а вот в ноябре – уже нельзя.

Интересен и тот факт, что факторинг появился за тысячи лет до эпохи бурного развития капитализма. Такие договоры были в ходу еще в Древние времена, когда торговцы занимали деньги под суммы, которые должны были получить за реализацию товара.

Сейчас, в связи с востребованностью данной услуги, возникла необходимость в более цивилизованном  применении такой системы займов. Соответственно, появился специальный финансовый инструмент для оказания подобных услуг.

[sc name="ads3"]

Факторинг или кредит?

[sc name="ads4"]

В большинстве случаев факторинг более выгоден, чем оформление в банке стандартного займа:

  • Главный плюс - безопасность. По факту, при заключении договора с компанией-фактором, деньги ей должны не вы, а ваш покупатель;
  • Заключение факторингового соглашения подразумевает более простой механизм, нежели получение кредита;
  • Вам не надо тратить время, силы и средства на работу с покупателями, просрочившими платежи за поставки товара. С момента подписания договора эти проблемы  перейдут к кредитору;
  • Часто, факторинговые займы гораздо дешевле классических кредитов.

Но у таких договоров есть и отрицательные стороны:

  • Поставщику приходится оплачивать услуги компании-фактора, соответственно, он теряет часть прибыли;
  • При неграмотном заключении факторингового договора, он может принести больше убытков, чем выгод.
[sc name="ads5"]

Составляем факторинговое соглашение

[sc name="ads6"]

Учтите, что такие договора могут быть двух видов:

  1. Компания-фактор имеет право, в случае нарушения сроков выплат, потребовать от поставщика немедленного погашения долга. При этом, она возвращает ему право на взимание с покупателя оплаты за поставленный товар;
  2. Компания-фактор, при любых раскладах сама работает с недобросовестным плательщиком, соответственно, поставщик снимает с себя все риски связанные с невыполнением покупателем его обязательств. Это наиболее популярный вариант соглашений, несмотря на то, что он стоит дороже.

Второй вариант гораздо предпочтительнее, так как сам поставщик при таком договоре немного переплачивает, но практически ничем не рискует. В свою очередь, как в первом случае,  предприниматель, отгрузивший товар со своего склада, оказывается в весьма опасном положении. Если покупатель не расплатится с ним в указанный срок, он не только не получит своих денег вовремя, но и должен будет в считанные дни найти средства чтобы рассчитаться с компанией-фактором. Более того, если он не сможет сделать это в кратчайшие сроки, то велик риск, что ему придется выплачивать не только основной долг, но также  вносить в кассу кредитора неустойку за просрочку.

При этом, поставщик, подавая заявку на заключение такого договора, должен быть готов к тому, что с него потребуют предоставить всю документацию касающуюся сделки.  Он должен будет предъявить «бумаги»   показывающие историю работы с данным покупателем, чтобы доказать его дисциплинированность, а также документально подтвердить условия на которых проводится купля-продажа.

Компании-фактору важно знать, когда должна производиться оплата, какова «стоимость» договора, а также, предусмотрены ли неустойки для покупателя, если тот не произведет оплату в срок.

Важно и то, чтобы документы о сотрудничестве с покупателем, были составлены таким образом, чтобы он не смог в судебном порядке оспорить сделку и вернуть товар поставщику.

И, конечно же, факторинговая компания обязательно проверит вашу сделку на ее законность и ликвидность. То есть, по такому соглашению нельзя получить заем под реализацию товара запрещенного к продаже. Также вы не сможете заключить подобный договор, если продаете свою продукцию по цене существенно превышающей среднерыночную. При таком раскладе фактор может усмотреть мошенническую сделку и отказаться предоставлять средства.

В  факторинговых договорах также обязательно указывается, что они вступают в силу только после того, как покупатель получил на руки товар и документально подтвердил, что не имеет претензий к его качеству и количеству. И только после этого поставщик получит от фактора обещанные ему оборотные средства.

Более того, до момента закрытия факторингового договора, кредитор имеет право отслеживать финансовую ситуацию юрлица, ответственного за выплату ему денег – поставщика или покупателя (зависит от договора).

Покупателям, задействованным в таких сделках, следует очень серьезно относиться к срокам выплат. И проблема здесь не только в погашении неустойки за нарушение даты платежа.

Допустим, вы приобрели у поставщика 60 велосипедов, для того чтобы продать их в своем магазине в течение весны и лета. Продавец пошел вам на встречу, и согласился с тем, что вы заплатите за товар спустя два месяца, а сам, чтобы не терять на это время оборотные средства, заключил факторинговый договор с одним из банков.  Вы здесь тоже в выигрыше, так как вам гораздо удобнее расплатиться с поставщиком, когда практически весь товар будет уже реализован.

Но, предположим, вы не  смогли своевременно внести средства, и приобрели репутацию недобросовестного партнера. На следующий год, ни этот, ни другие поставщики, скорее всего уже не станут предоставлять вам длительную отсрочку. Во-первых, к вам будет утеряно доверие, а во- вторых, ни одна компания-фактор не предоставит заемные средства под сделку с недобросовестным плательщиком.

Помните, что при таком, специфическом займе,  репутация покупателя значит гораздо больше, чем  финансовая благонадежность самого поставщика, который обратился за получением средств.

Именно поэтому в строгом соблюдении условий договора заинтересованы все три стороны: поставщик, покупатель и компания-фактор.

[sc name="ads00"]

Таким образом, мы с вами видим, что в ряде случаев факторинг может оказаться просто незаменимым финансовым инструментом для ведения бизнеса.

На этом все! Удачи вам в бизнесе и пусть все ваши сделки будут выгодными, а партнеры – надежными!

[sc name="ads01"]

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с Условиями использования.