Илон Маск

Мечты Маска перевернули три индустрии и нацелились на четвертую: искусственный интеллект. Инженер, инноватор, миллиардер, он всегда знал, что способен изменить мир.

Илона Маска иначе как символом прорыва американцы и не называют. Ему всего 46 лет, а он уже вершит судьбы поколений, меняя вкусы, привычки и правила. Электронные справочники, виртуальные деньги, электрокары, солнечные батареи, многоразовые ракеты – вот неполный перечень того, что подарил миру трудяга Маск. А еще он хочет побывать на Марсе и переселить на эту планету людей.

Его неуемной энергии можно позавидовать, но она на пределе. Недавно против него восстал один из членов Совета директоров автомобильной компании Tesla, основателем которой Маск стал 15 лет назад. Его упрекнули в том, что он практически не занимается ее делами. Хотя идут они совсем неплохо: капитализация компании составляет $64 млрд и продолжает расти, количество выпущенных автокаров растет, бесплатное приложение к ним – сеть автозарядок – строится масштабными темпами. Плюс – кипит работа над новой моделью Model 3, идут разработки грузовика и автобуса. Конечно, есть проблемы, но они не такие глобальные, как десять назад, в пору экономической катастрофы.

Сегодня Маск делит свое время между детьми, компаниями, своими мыслями о будущем и уже вряд ли помнит те времена, когда ему приходилось выступать антикризисным менеджером. Он начинал свои проекты с 20 долларов в кармане, сейчас его состояние приближается к $21 млрд. Неплохо для эмигранта, рожденного в ЮАР и начавшего свой путь в Силиконовой долине в 1995 году.

[sc name="ads1"]

Белая ворона

[sc name="ads2"]

Его мать оказалась в ЮАР в двухлетнем возрасте. Мэй Халдеман переехала вместе родителями из Канады в 1950 году. Высокая и красивая девушка начала карьеру модели в 15 лет, обожала фотографировать и давать советы о правильном питании. Эррол Маск добивался расположения девушки семь лет. Как только он твердо встал на ноги, пара поженилась, а их первенцем стал будущий миллиардер Илон.

Он родился летом 1971 года, с тех пор не помнит свою жизнь без брата Кимбела и сестры Тоски, которые появились вскоре после его рождения. Семья не бедствовала: у отца был свой бизнес, он облетел полмира за штурвалом арендованного частного самолета вместе с детьми.

Но в основном детские годы мальчика проходили за книгой. Он не был общительным ребенком, обладая фотографической памятью, удивлял родителей тем, что быстро учился. Ему было интересно все: в его сознании легко умещались знания нескольких энциклопедий.

Илон пошел в школу на год раньше сверстников. Читал все подряд, просто приходил в магазин и засиживался за чтением, пока его не выгоняли. Он сам рассказывал об этом в интервью.

В школе учился отлично, но никак не мог найти общий язык с ребятами, которые устраивали ему настоящую травлю за то, что он был не как все. Не раз он подвергался нападкам более сильных парней. Однажды его столкнули с лестницы и избили, пришлось восстанавливать сломанный нос.

Первый компьютер ему купили после лекции об этих новых и еще мало кем виданных машинах. На той лекции они пришли с отцом и младшим братом. Илону исполнилось 9 лет, и он так загорелся открывшимися возможностями, что сидел часами, осваивая азы программирования.

На это время пришелся развод родителей, брат с сестрой остались с матерью, а он выбрал отца. Вскоре к ним присоединился и Кимбел.

Эррол многому научил своих сыновей: ухаживать за газоном, следить за порядком в доме, работать с железом в гараже. Несмотря на сложный и требовательный характер, к своим детям он был внимателен, поощрял их интересы, радовался победам. Когда Илон в 12 лет написал простенькую видеоигру, отец был очень доволен. Кстати, предпринимательство у ребят было в крови. Юный программист заработал 500 долларов, продав свой первый виртуальный продукт компании, производящей игровые приставки.

После окончания школы он поступил в местный университет (г. Претория), но был вынужден покинуть страну из-за политической нестабильности и нежелания проходить обязательную армейскую службу. Он направился в Канаду к родственникам, получил гражданство и стал студентом Королевского университета в Онтарио. Почти не ходил на лекции, много работал, чтобы обеспечить себя и накопить на мечту: уехать в Америку. Через два года он перевелся в Университет штата Пенсильвания. Учился легко, на лекции ходил редко, а вот с девушками встречался активно. Там он познакомился со своей первой женой Жюстин Уилсон, а в 2000-м они поженились.

В 24 года Маск получил степень сразу по двум направлениям: физике и экономике.

А затем отправился в Стэндфорт, чтобы продолжить образование и получить ученую степень. Но на горизонте замаячила Силиконовая долина. Больше об образовании Илон никогда не думал, ему хватало самостоятельности, чтобы закрыть пробелы в науках с помощью книг. Он позвонил брату в Канаду и пригласил попробовать создать интернет-компанию. Кимбел прилетел.

[sc name="ads3"]

Прорывные идеи

[sc name="ads4"]

У них было на двоих две тысячи долларов, чтобы обосноваться в Силиконовой долине и начать свой бизнес. Идея уже была на подходе: Илон придумал создать электронный справочник. На компанию, которую братья назвали Zip2, капитал предложил отец.

Работали много, отправлялись в кровать глубокой ночью, жили в арендуемом офисе и во всем себе отказывали. Парни переводили газеты в электронный формат, Илон написал софт для компании и создал первый онлайн справочник. Он генерировал идеи, а брат был специалистом по продажам. Прошло совсем немного времени, и на справочник подписались многие, включая глобальные СМИ.

В 1999 году стартап Zip2 купила компания Compaq Buyz за баснословные $307 млн. Маску было всего 28 лет. Он сам получил от этого куша $22 млн – столько стоила его доля - семь процентов акций. Тогда для него это было феноменальное количество денег. Финансовая победа братьев окончилась приобретением дорогих игрушек: Илон купил спортивный автомобиль McLaren F-1, который через год разбил, а Кимбел - внедорожник.

Честно говоря, он был несколько разочарован: его компания не изменила мир, просто несколько поменяла курс газетной истории. У него были мысли о том, чтобы купить остров и потакать своим прихотям, но вместо этого он впрягся в новую историю. Присмотревшись к финансовому сектору, он понял, что там не происходит так много инноваций, как в интернете. Так появилась кампания Х.com, в которую он вложил половину суммы от сделки, и стал работать над возможностью электронного перечисления денег. Считал, что за платежной системой будущее - это бы сократило время на трансакции в сотни раз. Но столкнулся с конкурентами – мобильным приложением Confinity, хотя настоящим врагом был eBay.

Но, даже объединив усилия и создав новую компанию PaYPal, чтобы эффективно конкурировать с платежной системой eBay, на плаву удалось продержаться не долго – чуть более года. Цель у Илона Маска была скромная – трансформация всей финансовой индустрии, он не хотел продавать компанию, но вопреки его воле, Совет директоров одобрил предложение eBay о покупке. Ей пришлось раскошелиться: в 2002 году стартап был продан за $1,5 млрд. Маск был крупнейшим акционером и вышел из состава за $108 млн. Ему было 30 лет, и теперь его интересовал космос.

[sc name="ads5"]

Полет нормальный!

[sc name="ads6"]

Он читал, что нужно исследовать звезды, стремиться ввысь, а не быть навсегда прикованными к земле. Без перерыва на отдых, он основал компанию SPACEX. Интерес к космосу у него возник не на пустом месте: он экспериментировал с созданием различных экосистем замкнутого цикла в условиях, приближенных к марсианским. Красная планета манила его своей загадочностью, он мечтал побывать на ней, более того, уже тогда считал, что ее можно колонизировать. В то время у NASA путешествия на Марс вообще не было в планах. Пришлось вклиниться в предложения о космических полетах, создав частную компанию.

В первые годы работы он был единственным инвестором компании, претендующей на строительство ракетного комплекса. Мигрант из ЮАР трижды прилетал в Россию, чтобы договориться о покупке списанной ракеты. Он сделал вывод, что ракеты не улучшали с 60-х годов. Но фишка была не в том, как выйти на орбиту, а в том, как дешево туда выйти. Команда Маска работала над тем, как удешевить полет ракеты на орбиту. Ракетной физике он научился, читая много книг.

Кроме этого, Илона зацепила еще одна область знаний - солнечная энергетика. Он предложил двоюродным братьям идею, пронспонсировал и стал председателем еще одной компании, ставшей очень скоро крупным провайдером солнечной энергии. А солнечные панели устанавливали бесплатно. Все крыши зданий в Америке были для них – компании SolarCity.

Но и это не все: у Маска родилась еще одна идея - избавить человечество от потребления горючего топлива, он хотел, чтобы автомобили ездили на электричестве. Устойчивое производство энергии у него уже было, требовалось создать устойчивое ее потребление.

В 2004 году Маск помог американской автомобильной компании Tesla Motors, вложив в нее $6 млн собственных средств. Это был единственный автомобильный стартап, рожденный в Силиконовой долине. Начали с создания автомобиля премиум класса, чтобы вызвать восторг сильных мира сего, а уже затем планировали перейти на выпуск доступных электромобилей.

Илону Маску требовалось изменить мышление людей с помощью электрокара уровня Ferrari. И «Тесла» смогла двинуть историю: в компанию удалось привлечь много денег. Все газеты написали, как в 2006 году губернатор Шварценеггер прокатился в электрическом спорткаре Tesla Roadster. После поездки он сказал, что это сексуальна машина и купил этот автомобиль. Потом покупателями стали и другие звезды: Леонардо Дикаприо, Джордж Клуни.

Илон получил премию в области экологии и нашел инвесторов, вложивших в «Тесла» $100 млн. Пора было выходить с высокопроизводительной электрической машиной на американский рынок, где властвовал внедорожник.

Проблемой «Тесла» были батареи: их цена и срок службы. В компании все пошло не так, когда выяснилось, что цена взлетела до небес: с 65 тысяч долларов до 140-ка. К 2007 году у «Тесла» начали заканчиваться деньги, никто не хотел вкладываться в автомобильный стартап, который считали ненадежным.

Илон Маск не мог бросить свое детище, он вложил в него весь оставшийся капитал. Конечно, рисковал. Пришлось поработать кризисным менеджером, принять жесткие кадровые решения, искать инвесторов. Он полетел в Германию на завод «Мерседес», дирекция которого планировала выпускать мини-автомобили «Smart» на батареях. Илон Маск предложил для них создать батареи на базе «Тесла», и в нереальный срок – за четыре недели. Упорство молодого человека немцам импонировало, они дали шанс. Попытка у команды «Тесла» была одна, и у них получилось.

А затем наступил год плохих новостей: после восьми лет брака и рождения пятерых сыновей Илон развелся, ракеты никак не хотели долетать до орбиты и лимит в три провальных запуска был исчерпан, автомобильный бизнес был на грани краха, солнечный - терпел катастрофу из-за того, что банк, который дал кредит, вышел из игры. Заканчивался кризисный 2008 год, все три его компании оказались в свободном падении. Экономическое цунами смыло даже Дженерал Моторос и Крайслер, которые тонули. Что было ждать «Тесла»?

У него было мало денег и мало времени, чтобы решить все проблемы. Сам он давал 3-4 процента вероятности того, что выживут. Он был близок к срыву. Яркой вспышкой на горизонте стала встреча с Талулой Райли.

Эта британская актриса никогда не слышала ни о нем, ни о том, чем он занимается. Они поженились в 2010 году. Будущее посветлело: четвертая попытка запуска Фалькон-1 стала огромным успехом. А через три месяца NASA наградила SpaceX контрактом на $1,6 млрд за поставки на международную космическую станцию. Еще через два года они отправили груз на космическую станцию и вписали себя в историю. NASA является до сих пор крупнейшим заказчиком, но почти три четверти потребителей SpaceX – коммерческие структуры.

В автомобильной компании в 2010 году тоже стало налаживаться. Компания Daimler вложила в «Тесла» $50 млн за 10 процентов акций, льготный займ на массовое производство хетчбэка Model S представило Минэнерго США в размере $465 млн. Маск сосредоточился на претворении семейного автомобиля в жизнь. Для разработки дизайна Model S он нанял легендарную фигуру в автомобильном дизайне - Хольцхаузена, и в 2010 году модель была представлена публике. Кстати, «Тесла» выплатила долг правительству Обамы на девять лет раньше срока. Компания Маска стала первой за последние полвека в автомобильной отрасли, вышедшей на IPO. Успех обеспечил выпуск седана. В 2012 году автомобиль компании «Тесла» стал автомобилем года. Илон Маск всячески пропагандировал свое детище, и в интервью как-то завил, что через пару десятков лет половина всех автомобилей будет впускаться с электродвигателем. В итоге автомобиль премиум-класса Tesla S купили более десяти тысяч автомобилистов в течение полугода 2013.

Высокая стоимость электро-продукции на колесах нивелировалась бесплатной подзарядкой, которую гарантировал Маск. Она давалась покупателю пожизненно, а развитием станций подзарядки электрических транспортных средств занимается компания «Тесла» вместе с дочкой – солнечным проектом SolarCity. Эта компания с 2012 года выросла в цене в четыре раза – до $3 млрд к началу этого года. Она обеспечивает солнечными батареями многие страны мира, а в штате компании работают более 13 тысяч человек.

В арсенале предпринимателя и одного из самых влиятельных людей планеты есть еще с десяток идей. Два года назад миллиардер основал компанию, работающую над усовершенствованием человека с помощью нано-, био- и информационных технологий.

А в прошлом году прошли испытания скоростной капсулы, которая может заменить самолеты и поезда. Но главная его затея все же связана с Марсом: первых переселенцев планета ждет уже через пару десятков лет, если Илон Маск не подведет.

[sc name="ads7"]

Снова холостяк

[sc name="ads8"]

Его семейная жизнь началась с трагедии: после двух лет брака с Жюстин родился сын, который внезапно скончался в возрасте 10 недель. Пара тяжело перенесла горе. В 2004 году через ЭКО у них родились близнецы, еще через два года – тройняшки. Илон постоянно работал, времени на семью не было. Жюстин высказывала недовольство. В 2008 году она подала на развод. Но сыновей родители воспитывают совместно: Илон находит время, чтобы не менее четырех раз в неделю проводить с детьми.

Он был трижды женат на Татуле Райли: в 2010-м, 2013-м и 2014-м году. Их семейная жизнь не была легкой, но о причинах столь бурных отношений он не рассказывает. Известно, что она младше его на 14 лет, и он был ее первым мужчиной.

[sc name="ads00"]

После развода Илон остается свободным. У него были отношения с бывшей женой Деппа Эмбер Херд, но они продлились не больше года. Поговаривают, что с Илоном любой женщине будет нелегко, ведь он женат на своей работе.

[sc name="ads01"]

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с Условиями использования.
x

Смотрите также

Леонид Агутин

В автобиографии, опубликованной на официальном сайте, Леонид Агутин довольно самокритично и с самоиронией рассказал о ...