Экономические рынки делятся на несколько сегментов, в каждом из которых есть свои правила, техники и инструменты.
Если взять рынок продаж в сфере B2B, то он значительно отличается от любого другого. В первую очередь, особенностями взаимоотношений между несколькими бизнесами и решением их общей задачи: заработать при меньших затратах. А все потому, что клиентами рынка B2B являются только коммерческие компании.
Корпоративные компании, между которыми осуществляется сделка, это и есть формат рынка B2B. Все просто, ведь они точно такие же потребители товаров и услуг, как и обычные покупатели. Но задачи, которые стоят перед ними при совершении покупок, имеют разный результат, и к поставщикам несколько другие требования.
Особая каста
Иностранная аббревиатура «business to business» так и расшифровывается - бизнес для бизнеса. Двойку же ставят для краткости и красоты, ведь в английском языке звучание слова «для» и цифры «2» аналогичны.
Теперь в нише B2B «плавать» стало намного легче и в нее устремились тысячи предприятий «малышей». Им ничто не мешает искать покупателя на всех существующих рынках, но в B2B продажах вес клиента значительнее. И попасть в этот рынок мечтает каждый амбициозный предприниматель, пусть даже с самым маленьким капиталом.
Физические лица тоже покупают компьютеры разной ценовой категории, в зависимости от наличности в кошельке. И тогда магазин входит в совсем другой формат рынка, где конечным потребителем является обычный покупатель. Такая модель называется - B2C.
Если взять, например, кирпич – товар, который производитель продает и строительным фирмам, и частным лицам для одной и той же цели – возведения жилья или какого-либо объекта, то он заходит сразу в два рынка: B2B и B2C. Однако песок – товар, который купил производитель кирпича у добывающего предприятия, чтобы создать продукт для продажи конечному потребителю, оставит добывающее предприятие в нише B2B.
В общем, рынки часто соприкасаются, но каждый менеджер или маркетолог знает ключевые отличия между ними. Если человек покупает для себя, он выберет самое дорогое из того, что может себе позволить и удовлетворит собственные потребности. А бизнес берет то, что помогает ему решать свои внутренние задачи и процветать за самую низкую цену, которую ему предложат. А для этого нужно предложить то, от чего не отказываются.
Пришел, увидел и купил
Как правило, однажды совершив успешную сделку бизнес не готов менять продавца, и новичкам доказывать преимущество продукта приходится нелегко.
На этом поле маркетинговые ходы меняются, а то и вовсе отпадают за ненадобностью, например, каналы массовой коммуникации.
Случается и часто, что достаточно заявить о себе и своем продукте в каком-нибудь специализированном издании: журнале, каталоге или профильной ТВ-программе. На ту аудиторию, которая ориентирована на ограниченную интересами бизнеса сферу. И без всяких прибауток: только информация, с четкими формулировками и соблазнительная своей уникальностью. Ведь в этой нише властвуют прагматизм, репутация и выгода, все, что поможет решить бизнес-задачу быстро, качественно и с наименьшими затратами.
Так что продать бизнесу услугу или товар нужно еще постараться: он думает медленно и коллективно, подозрителен, но уважает профессионалов, качество и готов платить. Правда, с учетом пользы для своего дела.
Специальной литературы о маркетинге в сегменте B2B сотни. Авторы делятся примерами из собственного опыта, дают пошаговые инструкции по продажам, пишут о грехах, которые не позволят войти в райские кущи и о секретах, способных привести в эти кущи раз и навсегда.
Но каким бы богатым опытом не обладали эти уважаемые авторы, продажники точно знают, что мир B2B полон сюрпризов, тонкостей и далеко не типичных идей.
Хорошо, если в партнерской схеме участвуют члены семьи или родственники. Тогда надежность поставщиков, несомненно, повышается. Например, один добывает песок, другой делает кирпич, а третий строит.
Такие кастовые бизнесы для бизнеса существуют не только в нашей стране. Хотя именно российские предприниматели находятся в мировых лидерах по числу связанных между собой семейных предприятий.
Однако и это не является панацеей от цунами в виде быстро развивающихся и растущих стартапов, сметающих на своем пути устаревшие технологии вместе с компаниями.
Конкуренция настолько высока, что приходится держать нос по ветру и меняться в духе времени. Последние новости с международных полей говорят о том, что приходит цифровизация, и она обязательно наведет свой порядок в отраслях, установит новые правила – вне зависимости от желаний, успешности и политической погоды. И уж точно изменит психологию потребителя в сторону тех, кому все же удастся обыграть конкурентов.