Пабло Пикассо

Пабло Пикассо ставят на одну ступеньку с великими художниками XX века. Разноплановый и уникальный в своей манере, он считается вдохновителем и создателем кубизма. Он оставил миру около сотни тысячи работ, включая рисунки, скульптуру и керамику. Его произведения искусства хранятся во многих музеях мира. Картины – одни из самых дорогих и часто похищаемых.

Картины Пикассо

Он вышел из нищеты благодаря русскому эмигранту, который одним из первых по достоинству оценил талант испанского художника, собрав коллекцию из более полусотни картин Пикассо. Сегодня они украшают Эрмитаж и Музей изобразительных искусств в Москве.

А благодаря русской балерине Ольге Хохловой, ставшей первой его женой и матерью первенца, он обрел счастливую семейную жизнь. Но ненадолго. Пикассо привык жить для себя: в его послужном списке бесчисленное множество разбитых женских сердец, трое внебрачных детей, которым он так и не стал заботливым отцом.

Пабло Пикассо умер глубоким стариком и очень богатым человеком в окружении своих близких.

Сын художника

Его имя настолько длинное, что он всегда пользовался только первым и последним именем. Пикассо – фамилия его матери, казалась ему более благозвучной, чем фамилия отца. Хосе Риус – художник, так и не состоявшийся. Он работал смотрителем в музее, имел нервный характер и кучу вредных привычек. Дом держался на матери – Мария была суровой женщиной, чье решение всегда было окончательным.

pikasso

Ей было 25 лет, когда дон Хосе неожиданно сделал ей предложение. Через год (25.10.1881) у них родился мальчик, потом две дочери. Пабло с детства баловали, он был любимчиком в семье. Семья жила в Малаге – это юг Испании, где теперь находится музей художника, в котором выставлено более 150 работ Пикассо.

Он начал проявлять интерес к мольберту рано, первое время с ним занимался его отец. Первая серьезная работа появилась в восьмилетнем возрасте и с ней художник никогда не расставался. Это «Пикадор» - картина, которую ребенок написал после посещения корриды. Темные, тревожные тона и наездник в ярком желтом костюме на коне.

Как уверяют исторические документы, на мальчика повлияло землетрясение, разрушавшее часть города, принесшего сотни тысяч смертей. Трехлетнего Пабло из развален спас отец. Многие считают, что именно это детское потрясение породило кубизм: изломанные и смещенные формы, беспорядочные куски некогда одного целого.

Муштра отца, трехлетние курсы живописи в частном пансионе предварили студенческую жизнь. В тринадцать он поразил своей техникой приемную комиссию Барселонской Академии художеств и стал самым юным студентом. Его романы с преподавательницами и студентками не прошли незаметно: на Пабло жаловались его семье регулярно. Через три года пришлось сменить учебное заведение на более престижное: Мадридскую академию. Но учеба там продлилась меньше года. Молодого художника увлекли другие прелести жизни: он был частным гостем публичных домов и не скрывал свой интерес к этой стороне жизни, наполнив эротикой значительную часть своих работ. Хотя писать серьезные вещи он не переставал, изучая манеру письма Веласкеса, Гойи и в Эль Греко. 

Его ранние работы, созданные в возрасте 15 лет – «Первое причастие», «Портрет матери» и «Автопортрет» - находятся в музее Пикассо, в Барселоне.

Годы юности были нищими: как вспоминал один из его друзей того периода, Пабло было негде жить и он снял угол прямо в доме терпимости, а в качестве оплаты расписал стены сюжетами на эротические темы. Это ему нисколько не мешало работать и над другими заказами: картинами для монастыря на религиозные мотивы. К сожалению, позже эти картины не сохранились из-за испанской войны.

Париж он открыл для себя, будучи студентом: его первая поездка состоялась в 1900 году, но он оказался под большим впечатлением от царивших там свободных нравов в жизни и искусстве, что через четыре года он переберется туда окончательно.

Живопись французских художников наложила на него отпечаток. Но Пабло расширял свои горизонты не только в этом направлении: его увлекало искусство арабских мастеров, готика и японская гравюра. Он ходил по музеям днями напролет, знакомился с молодыми коллегами и зависал в их мастерской. Героями его картин и рисунков становятся пейзажи Монмартра и сцены уличной жизни: нищие, проститутки, дамы за столиками в кафе, танцовщицы, дети.

Денег на краски не было, поэтому вошедший в историю искусства «голубой» период Пабло, был связан и с этим фактом. В те годы он поселился в неуютном и холодном сарае, где жили многие эмигранты-художники, имея общее имущество и натурщиц.

Одну из них называли Фернанда Оливье, хотя оно у нее было совсем другое: Амали Лат. Девушка считалась первой красавицей в окружении молодых художников.

Фернанда, или девять лет счастья

Говорили, что Фернанда - внебрачная дочь очень состоятельного человека. После смерти матери, в 15 лет - ей ничего не оставалось, как согласиться позировать. С Пабло их сблизил опиум и абсент. К 24 годам работами Пабло стали интересоваться галеристы, он уже пару раз вставлялся в небольших кафе, какие-то работы удалось продать, так что деньги, хоть и изредка, но бывали в карманах. Его жизнь с Фернандой была полна не только страсти, но и вспышек ревности. Он запирал свою подругу на ключ, а сам уходил добывать пропитание, нередко забирая заказы, что оставляли  разносчики на пороге чужих дверей.

pablo

К этому времени относится двухгодичный срок «розового» периода в его картинах, столько же «африканского» и начало кубизма, из-за которого в 1911 году он и расстался с Фернандой. Девушка недолго наслаждалась благополучием, обретенным в квартире, где стояли рояль, огромные зеркала и работали две прислуги. Несколько выставок, знакомство с местной богемой и модными художниками Модильяни и Матиссом, успешная продажа картин позволили Пикассо быстро обустроить свою жизнь. Он всегда стремился к роскоши и не жалел на это денег, не имея привычки откладывать накопления.

Своим благополучием он был обязан и русскому миллионеру Сергею Щукину, с которым он познакомился на Монмартре, зарабатывая тем, что за пару франков писал шаржи на прохожих. Щукин стал покупать работы и не жалел денег. Сто франков за картину Пабло считал невиданной щедростью. Он стал постоянным покупателем, вытащив художника из нужды.

Пикассо никогда не велся на поводу у всех – искал свою манеру письма и нередко вводил окружение в настоящий шок. Например, его знаменитое полотно «Авиньонские девицы» публика не приняла. Пресса назвала ее скандальной, друзья плевались, зато нынешние искусствоведы именно ее возвели в ранг родоначальницы кубизма.

Во время написания этой картины разразился кризис с Фернандой: ей не понравилось, как он изобразил ее прекрасное тело в новой манере. Зная его ревнивую натуру, она отправилась позировать ню к другому художнику. Правда, к этому времени у Пабло уже была новая пассия. Ева Гуэль (настоящее имя Марсель Умбер) – худенькая 27-летня подружка молодого художника. Поэтому, когда он увидел Фернанду изображенную на картинах, выставленных на Монмартре, то поставил точку в их девятилетних отношениях.

Вечная невеста

Ева была тихой и спокойной, она охотно позировала и не обижалась на кубизм. Она влюбилась страстно, стала хозяйкой в квартире, а художник воспевал ее в своих полотнах, признаваясь в бесконечной любви.

Они часто путешествовали по Европе, лишь изредка наведываясь в Париж на выставки. Несмотря на враждебность к новому направлению искусства, натюрморты Пабло в стиле кубизма хорошо продаются. Популярность Пабло росла и ему все чаще галеристы предлагали свои услуги.

pablo-pikasso-bio

Через четыре года путешествий он ей сделал предложение. Но случилось несчастье: невеста подхватила туберкулез и вскоре умерла.

Пабло не скрывал горечь утраты и невыносимую боль в душе. Горе отразилось на его внешности: он перестал следить за собой, увлекался опиумом и не вылезал из борделей. В течение двух лет его жизнь шла кувырком. В России в это время началась революция, переломавшая многие судьбы. Эмигранты спасались бегством, в том числе балетная труппа Сергея Дягилева. В Рим и отправился художник, чтобы поучаствовать в проекте, на который его с трудом уговорил знакомый – Жан Кокто, сотрудничающий с балетом. В Италии жизнь Пабло обрела краски: он работал нал над костюмами и декорациями труппы, и встретил очаровательную балерину Ольгу Хохлову – дочь белогвардейского офицера. Уже через год они поженились.

Ольга и сытая жизнь

Через три года, когда Пабло исполнилось уже 40 лет, родился первенец.

Жизнь к этому времени вошла в русло, которым жили преуспевающие буржуа. Светская жизнь била ключом, пара стала посещать званые вечера, премьеры и приемы. Появился лимузин и собственный водитель. Гардероб состоял из модных и дорогих вещей именитых портных.

Из его жизни на время ушел кубизм и мрачные краски, появились понятные и правильные формы, выразительные и светлые тона. Он пишет Ольгу и сына, ставя время и дату на каждом из сотни рисунков. Своего сына родители обожали.

Но насладившись сытостью, Пабло все чаще нервничал: он вспоминал свои бедные, но безмятежные годы становления, и постепенно съехал в мастерскую, оставив на попечение Ольги их респектабельную квартиру. Жена не мирилась с решением уйти в свой мир, не могла понять его настроений и считала все это блажью.

Содержание картин того периода показательно: женские образы в неприглядных видах, во многих из которых угадывалась его супруга.

О разводе речи не шло: Пабло понимал, что делить свои картины он не будет ни с кем.

Ольга не раз вспоминала, что мать Пикассо сразу ее предупредила, что для ее сына никто не важен, кроме его самого. Она будет до конца жизни (умрет в 1955 году) упрекать его во всем, в том силе, что он так и смог стать примерным семьянином и верным мужем.

С видом на замок

В 46 он встретит юную Марию Терезу Вальтер. Ей 17 и не мудрено, что внимание именитого художника, бросившего к ее ногам замок Буажелу и всячески баловал возлюбленную. Он напишет сотни ее образов, сотворит скульптуру, которую установят на могиле художника. Первой картиной, стоимостью более $100 млн станет «Обнаженная, зеленые листья и бюст», проданная в 2010 году с аукциона. На ней изображена спящая Мария возле бюста, который сделан с нее же.

Всего более полусотни работ он посвятит своей возлюбленной.

Через восемь лет их отношений (раз в неделю) родится Майя. Хорошенькая и веселая девочка вырастет без отца. В своих воспоминаниях она признается, что никогда не питала иллюзий на его счет. Пабло оставит их, когда Майе исполнится два года. Но до ее 20 лет будет с ней иногда встречаться. В его картинах дочь появится 12 раз: последний – в 1943 году.

Пабло оставлял своих женщин и детей, но никогда не прекращал их материально обеспечивать. Для Марии Терезы разрыв стал драмой, она надеялась на то, что он когда-нибудь поведет ее под венец. Она так и не смогла пережить смерть единственной любви всей ее жизни: через четыре года после смерти Пабло, она свела счеты с жизнью.

Военные мотивы

Художник сотрудничал с повстанцами все предвоенные годы, а в конце войны вступил во французскую компартию.

Известна история, как нацисты пришли с обыском в дом Пикассо. Увидев его «Гернику» - масштабное полотно об одноименном испанском городке, который разбомбили немцы – один из них спросил, сделал ли это художник. На что тот ответил: «Нет, это сделали вы».

Работу художника над этой картиной снимала его любовница Дора Маар. Уникальный фоторепортаж вошел в историю искусствоведения, а Дору называли не просто свидетелем действа, но и соавтором, ведь она дала дельные советы, когда Пабло сомневался. Кстати, может благодаря ее участию в процессе, работа была быстро закончена.

Дора ни разу не позировала для художника, но ее образ отражен во многих его работах. Роман был странный и с надрывом. Он продолжался семь лет. Пабло говорил, что эта женщина терпела от него многое, но он больше не готов видеть женские слезы. Она страдала неврастенией, и опасаясь за ее жизнь, Пабло отправил ее в клинику, поставив точку в их любовных отношениях. Но навещал ее художник еще долгое время.

Измученный неурядицами и притязаниями на его время со стороны оставленных им женщин, Пабло сел разбирать свои архивы. Ему помогал его друг еще со студенческой скамьи, ставший его секретарем. Он перепечатал стихи, которые Пабло начал писать в последний год отношений с Марией Терезей, когда ему уже было 55. Они без рифмы, но полны образов и настроений.

Войну он пережил в оккупированном Париже: приспосабливался к трудностям, передвигался на автобусах и искал уголь, чтобы топить в мастерской.

С Франсуазой Жило он познакомился в 1943 году. Ей было всего 21 год. Она снова привнесла радость в жизнь и творчество знаменитого художника.

В 66 лет Пабло снова стал отцом: у них с Франсуазой родился сын Клод, а еще через два года - дочь Палома. Через месяц после рождения дочки он стал дедом: его сын Поль осчастливил внуком, которого назвали Пабло. Его рисунок «Голубь мира» создан в год рождения дочери и внука.

О десятилетнем романе Франсуаза написала книгу «Моя жизнь с Пикассо», экранизированную в 1996 году. Эта женщина оказалась единственной, кто сам ушел от Пабло, как только почувствовала охлаждение.

Последний роман

Пабло ни в чем себе не отказывал. В 77 лет он купил замок Вовенарг, перевез туда все свои работы коллекции картин Курбе, Ренуара, Гогена, Матисса, Модильяни, Сезанна и других. Провел там два года, практически не прерываясь на работу. Музой его была Жаклин Рок – продавщица, с которой он познакомился в 1953 году в супермаркете. Она была красива и воспитывала шестилетнюю дочь. Почти 80 летний Пабло сделал ей предложение: его жена Ольга умерла (он даже не приехал на похороны), так что последние годы он решил провести в спокойной обстановке. Они сыграли свадьбу и переехали в имение Мужен.

Жаклин было 34 года, она видела в художнике свой единственный шанс выйти в люди. Она боготворила его, называла не иначе как монсеньор и сносила все его капризы, не моргнув глазом. Пабло под конец жизни сильно сдал: почти не слышал и не видел. Она следила за его распорядком дня, диетой и покоем. Постепенно отвадила от дома всех его детей и друзей. Впрочем, это было не трудно – Пабло не интересовался их жизнью и раньше.

Он умер в 1973 году, не позаботившись о близких. Завещания не было, а родственникам было что делить. Два года потребовалось французскому правительству, чтобы провести инвентаризацию имущества и многочисленной недвижимости. Оказалось, что это самое внушительное наследство, которое делило французское государство - более 1,5 миллиардов франков. Наследники вели ожесточенную борьбу, отвоевывая себе кусок пожирнее. Окончательное соглашение между ними было достигнуто через семь лет после смерти Пабло. Из оставшихся в живых тридцать процентов состояния досталось Жаклин (это 350 млн франков), внукам – по двадцать процентов каждому, детям вне брака – по 10 процентов.

Жаклин, чье здоровье подорвали годы распрей и ожиданий, застрелилась в 1986 году и похоронена рядом с могилой мужа.

1 комментарий
  1. Талантливый человек с непростой судьбой. Прекрасные работы.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с Условиями использования.
x

Смотрите также

Алена Водонаева

Что это за девушка и где она живет, знают более полутора миллионов ее подписчиков в ...