Франшиза

Добрый день! Тема сегодняшнего разговора: франшиза, что это такое и как открыть бизнес-проект по франшизе. Мы не только ознакомим вас с основными понятиями и поделимся теоретическими знаниями, но и подробно обсудим все «за» и «против» работы с франчайзерами.

Данный материал, безусловно, будет полезен не только предпринимателям, но и тем, кто еще только задумывается об открытии своего дела, так как главный плюс франшизы в том, что, в ряде  случаев, такой бизнес можно начать практически без вложений и опыта.

Что такое франшиза простыми словами?

Если говорить упрощенно, то франшиза – это право на открытие бизнеса под ранее зарегистрированным брендом, приобретаемое одним предпринимателем у другого. При этом покупатель обязуется руководствоваться в своей деятельности правилами, установленными продавцом.

Франшиза — это право на открытие бизнеса под ранее зарегистрированным брендом и дальнейшая работа под этим брендом.

Зачастую, вместе с узнаваемой торговой маркой покупатель франшизы получает также разрешение на использование технологических разработок продавца и может рассчитывать на консультативную помощь в ведении бизнес-проекта.

В России по франшизе чаще всего открывают различные магазины, кафе-рестораны, салоны красоты, ломбарды, «точки» выдающие микрозаймы и т.д.

Объектом подобного рода сделок может являться любая собственность владельца франшизы (франчайзера). Прежде всего это логотип, технологические разработки, возможно специальные компьютерные программы и т.д.

То есть, приобретая франшизу, вы покупаете определенную, уже проработанную бизнес-схему, где практически исключены любые риски. Именно поэтому данный способ начала предпринимательской деятельности считается менее рискованным, чем открытие своего дела с нуля.

Цена франшизного договора напрямую зависит от узнаваемости бренда и масштабов бизнеса.

Открытие по франшизе ресторана «Макдоналдс», обойдется вам примерно в 1 млн долларов. Эта сумма уйдет на вступительный взнос франчайзеру, а также на открытие самого ресторана быстрого питания (строительство здания, покупка оборудования и т.д.).

В то же время, франшизу на открытие куда менее известного кафе «Coffee Moose», вы сможете приобрести чуть более чем за сто тысяч рублей.

Разновидности франшиз

Существует три основные схемы приобретения франшизы:

  1. Паушальный взнос – полная оплата вносится сразу, при покупке бизнеса. Такой способ чаще всего востребован при приобретении недорогой франшизы, например, бренда автошколы.
  2. Роялти – выкуп франшизы в рассрочку: внесение фиксированных платежей, либо  ежемесячный перевод франчайзеру определенного процента прибыли. Такая оплата зачастую используется крупными франчайзерами, которые предпочитают тщательно контролировать предпринимателей, ведущих бизнес под их торговой маркой.
  3. Комбинированный – при приобретении бизнеса часть суммы вносится сразу, а остальное ежемесячными платежами.

Необходимо обратить внимание на то, что существует несколько схем сотрудничества с владельцами франшизы, условно их можно разделить на две категории.

В первом случае, владелец франшизы строго контролирует ведение бизнеса франчайзи:

  • Стандартная схема ведения предпринимательской деятельности по франшизе, когда покупатель бренда вносит часть оплаты продавцу сразу, а затем ежемесячно выплачивает процент от прибыли;
  • Импортозамещающая франшиза, при которой, например, российский предприниматель налаживает производство пончиков под брендом одной из западных фирм с использованием ее технологий;
  • «Бизнес под ключ», когда владелец франшизы, предположим, открывает в новом регионе ресторан под своей торговой маркой, запускает его, и только потом передает в руки покупателю. В данном случае возможно не только приобретение бизнеса, но и его аренда.

Вторая категория франшизных договоров — это те, где деятельность покупателя практически не контролируется, а он, в свою очередь, при заключении контракта единовременно выплачивает стоимость франшизы:

  • Свободная франшиза, где франчайзер после заключения договора не имеет никакого влияния на франчайзи. Такая схема, кстати, очень характерна для российских франчайзеров.
  • Мастер-франшиза, при которой клиент покупает полное право (монополию) на ведение бизнеса под данным брендом на определенной территории, например, в своем городе.
  • Корпоративная франшиза. Здесь предприниматель сам решает как ему работать под приобретенной торговой маркой.

Франшиза: «плюсы» и «минусы»

Положительные стороны ведения такого бизнеса очевидны. Прежде всего, это то, что вы получаете уже разрекламированный бренд, узнаваемый покупателями. Соответственно, вам не придется вкладывать средства в проведение рекламной компании.

Еще один плюс — за счет наличия готовой схемы ведения дела,  такие проекты достаточно быстро начинают приносить доход, к тому же вы всегда можете рассчитывать на консультационную помощь владельца франшизы.

При франшизе — риски сведены к минимуму. Нужно лишь выбрать грамотного партнера, чьим брендом вы будете пользоваться!

Главным минусом покупки франшизы, можно назвать необходимость заплатить внушительную сумму за все перечисленные выше блага. К недостаткам можно отнести и то, что предприниматели, работающие на «чужом» бизнесе, лишены свободы действий в выборе оборудования, сырья, методов ведения маркетинговых компаний и  т.д.

Основной минус — это необходимость отдавать часть прибыли владельца бренда. На начальных этапах многие с этим соглашаются, но со временем хотят снижать расходы. Также может сложиться ситуация, когда основной процент дохода будет уходить владельцу франшизы, а оставшихся у вас на руках денег будет едва хватать на то, чтобы держать бизнес «на плаву».

Практические советы по открытию франшизы

  • Если вы открываете свой первый бизнес, то вам, возможно, действительно стоит сделать выбор в пользу франшизы. Контроль франчайзера убережет вас от многих ошибок начинающих предпринимателей, и вы всегда можете рассчитывать на его помощь.
  • В случае отсутствия у вас средств для «запуска» своего проекта, всегда можно найти вариант франшизы, где не требуется стартовый взнос. Но будьте бдительны и внимательно читайте договор. Не исключено, что подобное предложение окажется «ложно-заманчивым», и либо процент ежемесячного «налога» с прибыли окажется слишком большим, либо само открытие бизнеса потребует непомерных затрат.
  • Прежде чем подписать договор изучите своего потенциального партнера. Посмотрите динамику развития бизнеса компании-франчайзера, растет число партнеров данного бренда, либо наоборот, снижается. Постарайтесь переговорить с предпринимателями, которые уже как минимум год ведут бизнес с выбранным вами франчайзером. Обратите внимание и на цифры, прописанные в документах.  Нормальным ежемесячным взносом считается максимум  одна десятая прибыли. Если с вас требуют  20-30% от дохода, это  должно вас насторожить.
  • Обратите внимание и на то, насколько обоснована стоимость выбранной вами франшизы. С вас могут требовать солидную сумму за заключение договора только в том случае, если речь идет о широко известном бренде, узнаваемом как минимум на территории всей России. Владелец франшизы также вправе устанавливать высокую стоимость, если вместе с  маркой  на длительный срок передает вам, например, производственное оборудование, либо другую необходимую материальную базу. Например, вы открываете фирму грузоперевозок, и вместе с правом работы под конкретным брендом получаете от франчайзера в пользование, на время действия договора, грузовой автомобиль.  Если же с вас требуют большую сумму ничего не предлагая взамен – это повод задуматься, о том, что вам стоит поискать другого партнера для открытия франшизы.

Теперь вы знаете, что такое ведение бизнеса по договору франшизы. Возможно, данный текст поможет вам решиться на то, чтобы перестать «работать на дядю», начать свое собственное дело, и в дальнейшем получать высокую прибыль!

Помните, еще никто не разбогател, сидя на стуле. Если вы грезите о больших деньгах, то пришло время искать способы их зарабатывать!

Помогла статья? Оцените её
(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий