Главная » Бизнес » Бизнес словарь » Рентабельность

Рентабельность

Результат работы предприятия или организации измеряется рентабельностью. Ее уровень складывается из многих факторов, но всегда показывает оценку деятельности. При нулевой рентабельности бизнес не несет убытки, но и не имеет прибыль. Ее отрицательные значения говорят о том, что дела плохи.

А если рентабельность положительная, то доход растет и можно подумать о развитии бизнеса. В общем, это такая характеристика финансового состояния, которая показывает способность компании приносить прибыль на вложенные средства.

Кстати, пришло к нам это слово из немецкого языка - rentabel, где оно означает целесообразность расходов с точки зрения бизнеса.

Без анализа уровня рентабельности не затевается ни один коммерческий проект и ни одна инвестиция не придет в уже существующий бизнес. Уже на уровне коммерческой идеи возникает главный вопрос: когда окупятся вложения, или иначе – когда наступит срок рентабельности.

Для расчета существуют несколько формул совершенно несложных для экономистов и бухгалтеров. Новичкам же могут помочь сайты российских общественных организаций. Например, на официальной страничке Торгово-Промышленной палаты РФ рассчитать рентабельность в один клик не составит труда.

Просчитать этот коэффициент можно по предприятию, товарам, услугам и даже персоналу. Учитывать придется несколько характеристик, основные из которых – это себестоимость производственных мощностей, содержание сотрудников, логистика, налоги, кредиты и прочему. В общем, всему, включая конкуренцию и даже откаты или взятки.

Для каждого направления бизнеса есть «красная линия», за которую лучше не заходить. Ресторанный бизнес довольствуется рентабельностью в 10-15 процентов, крупные торговые сети выходят на 20-ть процентов, сельхозпредприятия довольствуются 12-ю процентами. Но четких нормативных значений для каждого предприятия не существует. Они могут работать в одном квартале, заниматься похожей деятельностью, но иметь различный диапазон рентабельности. На ее наполняемость влияют товарооборот, ассортимент, ценовая политика, срок деятельности компании или производства.

Рентабельными в экономике могут быть не только компании, но и сегменты. Например, отраслью российской экономики с высокой рентабельностью продаж считается нефтегазодобывающая промышленность, где удается выйти в среднем на 50 процентов. Деревообработка и текстильная промышленность находятся в аутсайдерах.

Росстат дает данные даже по рентабельности экономики регионов. В прошлом году лидировали Якутия (46%), Мурманская область (38%), республика Калмыкия (32 %). В минусе по этой позиции находились четыре региона: Чечня, Дагестан, Ингушетия, Алтай и Еврейская автономная область.

В общем, все, что работает на экономическую эффективность и ведет либо к процветанию, либо к краху можно оценить рентабельностью.

Соотношением между затратами на производство (или приобретение) и прибылью от продажи определяют рентабельность товара. Этот расчет используется для коррекции ценовой политики и мотивации маркетологов.

Рентабельность активов покажет эффективность затрат для получения прибыли в один рубль. Результат станет путеводной звездой для менеджмента.

Рентабельность производства говорит о положительном балансе затрат и прибыли. На нерентабельном предприятии степень эффективности его оборотных средств и фондов крайне низка.

Есть, правда, несколько туманностей в этих расчетах, особенно, если они сделаны за большой промежуток времени. Например, если в проекте работают долгосрочные инвестиции, то он не будет с высоким коэффициентом рентабельности. И это нормально. Но сроки окупаемости затрат все равно должны просчитываться, а менеджмент вести умную политику по повышению рентабельности.

Кроме основных показателей есть еще с десяток второстепенных, и их тоже учитывают при планировании деятельности и оценки эффективности компании. Можно, например, просчитать рентабельность капитала, персонала, наценки, подрядных услуг, операционной прибыли или инвестиций.

Чтобы поднять уровень рентабельности или удержать его на занятой позиции нужно постоянно работать: увеличивать производственные мощности, производительность труда, использовать современные технологии для повышения качества продукции и принимать меры по снижению ее себестоимости, искать адекватных поставщиков и другое. Главное, чтобы эти шаги способствовали увеличению доходов, покрывали затраты, то есть издержки производства. Ведь бывает и так, что, несмотря на рост коэффициента рентабельности - выручка падает.

Кстати, российские эксперты советуют обращать внимание на средние показатели по отраслям. Если уровень рентабельности бизнеса будет отличаться на 10 процентов, то это станет сигналом для налоговиков прийти с проверкой.  И это опосредованно говорит о том, что рентабельность – это реальный барометр погоды.

Хотя высокая рентабельность – вещь условная и, как правило, краткосрочная. Можно сделать наценку на сотню процентов на ходовой товар и пожинать плоды, но недолго. Конкуренты не спят и цены на популярный товар неизбежно упадут.

В малом бизнесе тоже есть свои рекорды. Можно выращивать десяток овец, коз, свиней или гусей в небольшом сарае и иметь под 500 процентов рентабельности. Можно сеять экологически чистое зерно и иметь 300 процентов рентабельности. Даже пчеловодство порой дает приличную рентабельность. Но вся эта деятельность относится к рискованным, зависящим от форс-мажоров.

Крупные компании рассматривают рентабельность только как главный критерий эффективности бизнеса.

В общем, в большинстве случаев она является базой для руководства при строительстве планов бизнеса, но вряд ли окажется единственным правильным основанием для решения инвестора в него вкладываться.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с Условиями использования.
x

Смотрите также

Яндекс.Деньги

Сейчас мы уже с ужасом вспоминаем часовые ожидания в очередях на почте, чтобы расплатиться с ...